Первый избранный муфтий российских мусульман и его наследие
Основатель медресе «Мухаммадия», первый демократически избранный российский муфтий, безусловный лидер первой всероссийской партии мусульман «Иттифак аль-муслимин» – на этом заслуги Галимджана Баруди не исчерпываются. Но даже этого списка достаточно, чтобы понять, насколько масштабна и велика его роль не только в жизни татарского народа, но в развитии мусульманской общины Татарстана и всей России.
Жизнь во имя идеалов ислама
Всю свою жизнь Галимджан Баруди (настоящая фамилия – Галиев, именно его фамилию носит Галиевская мечеть, вернувшаяся к жизни благодаря усилиям татарстанском уммы) посветил укреплению положения ислама на территории Российской империи. Закончив медресе «Касимия», будущий муфтий уже в достаточно юном возрасте задумывается о смысле человеческой жизни и взаимосвязи общества и человека.
Одной из центральных тем исследований и религиозных трудов Баруди является женский вопрос, в рамках которого он многократно подчёркивал важность религиозного образования женщин и разрешения посещать мечети.
Основав в 1883 году при поддержке своего отца медресе «Мухаммадия», Баруди решает провести здесь полноценную реформу в сфере образования, введя в учебную программу ряд светских предметов – русский язык, историю природоведения, этику, рисование, геометрию, арифметику и другие. Понимая, что необходима для этого учебно-методическая литература, Галимджан Баруди берётся за написание ряда соответствующих учебников, которые в последствии стали классическими образцами учебных пособий для школ и выдержали более десяти переизданий.
Особую роль в своей работе Баруди уделял достойному воспитанию детей с юного возраста. Своей неустанной каждодневной работой муфтий смог не просто реформировать процесс получения религиозных знаний, но во главу угла поставить прогресс, сделав его главным инструментов духовного роста и возрождения народа. Он был уверен, что любая нация без религии, без самой веры обречена на вымирание.
Наставления мусульманам от муфтия
1. Когда дети достигают возраста, пригодного к обучению, следует без промедления приступать к их просвещению. Нужно наставлять их в вопросах религии и нравственности, обучать их зикру и молитвам, дошедшим от Пророка (с.а.с.). Но особое внимание следует уделять пониманию этого ребенком, ведь наука – это понимание и осознание. Даже если он читает мало, необходимо стремиться, чтобы он понимал.
Следует остерегаться зубрежки и не обучать его большому количеству фраз, не разъясняя их смысла, такой метод вреден для здоровья ребенка, развития его разума и приумножения знаний.
2. Вот моя цель и мои мысли: следует реформировать школы и медресе так, чтобы они стали ближе к религии и приносили пользу в реальной жизни. Нужно, чтобы и стар и млад, придерживаясь религии, всеми силами заботились о ней, помнили о нравственности. Религия – не наука, а практика, стремиться к которой – цель любой науки. Долг каждого – иметь свои, независимые ни от кого взгляды, не лицемерить, беречь величие веры. Но в каждом деле нужна постепенность, ведь человеку трудно отказаться от привычного.
3. Главная цель воспитания – воспитание религиозно-нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами... Учёный и способный человек, будучи имамом, должен укреплять нравственность людей, трудиться с целью приблизить людей к Аллаху.
4. Если женщина придёт на коллективный намаз, увидит намаз, соответствующий сунне, услышит исполненное по всем правилам чтение Корана, искренне совершит намаз и обратится к Господу в особой возвышенной воздействующей атмосфере мечети, вдобавок добавит к этому прослушивание хорошей проповеди, и все это в наше время, когда распространены невежество и безнравственность, то, без сомнений, все это принесет множество благ. У них усилятся религиозные чувства, упрочится вера и нравственность.
5. Любое деяние, совершенное без знания и хороших навыков, «будет пущено на ветер» или останется недоделанной жалкой работой.
6. Свобода – это право, данное Аллахом мужчинам и женщинам... Каждый пусть поймет, что такое свобода, и будет действовать во имя ее. В автономии нужны «единство и союз». В нашем сердце есть вера, есть наш главный учитель – Коран и наше рвение.
7. Долг каждого – иметь свои свободные, незаимствованные взгляды, не лицемерить и беречь величие веры.
8. Согласно шариату и человеческому естеству, мужчины ответственны за своих женщин. Обязательства, взятые супругами во время заключения никаха, подразумевают для жены послушание и уважительное отношение к мужу, а для мужа – обеспечение жены и мягкое обращение с нею.
9. В повседневных и религиозных делах, кроме чтения Корана и некоторых других амалей [в которых женщина может иметь ограничения, в том числе физиологические], мужчины и женщины равноценны. Жёны – поддержка и опора мужей в жизненных обстоятельствах. Но не их собственность или прислуга.
10. Грешно мужчине разглядывать посторонних женщин и девушек. Также запрещено наносить вред взглядом.
Автор: Ильмира Гафиятуллина