Как Зайнулла Расулев совершил хадж за казахского бая?
Подвижник развития духовной культуры мусульман: что известно о Зайнулле Расулеве
Авторитет Зайнуллы Расулева среди местного населения и мусульманского духовенства постепенно возрос настолько, что жители Тунгатаровской волости соседнего с Верхнеуральским Троицкого уезда решили переманить его к себе. Для этого прихожане соборной мечети деревни Каримова 7 февраля 1867 г. избрали шейха своим муллой вместо имама Альтафа Исхакова, умершего во время хаджа 1866 г. А мусульманские духовные лица Тунгатаровской волости одновременно своим приговором единодушно ходатайствовали о возведении Расулева в звании волостного ахуна, как наиболее достойного кандидата.
Однако собственные прихожане имама из деревни Юлдаш Учалинской волости Верхнеуральского уезда категорически отказались отпустить его к соседям. Поэтому журналом ОГП от 16 января 1868 г. №99 оба ходатайства тунгатаровцев были отклонены (указы от 25 января 1868 г. №№ 408, 409, 410). Зайнулла Расулев до конца жизни так и не стал ахуном, несмотря на глубокие знания, уважение коллег и популярность среди широких слоев мусульманского населения.
Однажды скончался казахский бай по имени Яршамбай из племени Жаппас, и Зайнуллу хазрата попросили совершить за умершего хадж. Получив 1 тысячу рублей от родственников покойного, тут же отправился в путь. Это было в 1285 г. по хиджре, т.е. в 1869 г. В том же году 18 августа 36-летний Зайнулла прибывает в Стамбул, где встречается с шейхом Ахмадом Зияуддином аль-Гюмюшханеви (Кумушханави) аль-Истамбули аль-Халиди.
Шейх Зайнулла проводил в затворничестве в комнате, сооруженной под землей в уединении 40 дней (арба’инийа), соблюдая пост и ежедневно произнося по 100 тысяч упоминаний имени Аллаха, так как Расулев уже обладал полной подготовкой для вступления в высокое братство Накшбандийа-Халидийа.
Завершив пребывание в одиночестве, шейх Зайнулла решил отправиться в Хиджаз из Стамбула. В этом путешествии его спутником был Муса афанди – сын покойного брата Зайнуллы хазрата муллы Фатхуллы бин Хабибуллы.
Месяц Рамадан паломники провели в Медине. Им посчастливилось общаться с учеными и великими личностями, такими как Миян Габдурашид, Мияд Мухаммад Музаххар, Мияншейх Абдулгани, мухаддис (знаток хадисов) шейх Абдулхамид, шейх Агзаб, шейх Юсуф Гыйззи, шейх Даррадж аль-Малики, шейх Халил Тунтари и многими другими.
Пребывая в мечети Пророка, брали уроки у шейха ас-Сайиида Мухаммада Али бин Захира аль-Витри аль-Хусайни аль-Ханафи ан-Накшбанди аль-Кадири аш-Шазали аль-Мадани, и практиковались в правильном арабском произношении. А также Зайнулла Расулев получил иджазу на обучение многим наукам и книгам от шейха Мухаммада Али аль-Витри. Так Сайфулла-кади Башларов в своем удостоверении-разрешении на обучение религиозным наукам – сабат, полученном от шейха Зайнуллы аш-Шарифи, пишет: «Этот познавший Аллаха (Шейх Зайнулла Расулев), на которого указали, взял этот сабат от шейха ас-Сайида Али бин Захира аль-Мадани аль-Витри, служителя науки хадиса в мечети Пророка месяца блага Сафар 1314 года хиджры, да окажет Всевышний ему Свою обширную милость. Амин».
Ушедшая история: влияние тариката накшбандийа на религиозные структуры
В Мекку Зайнулла Расулев и Муса афанди прибыли 2-го числа месяца Зуль-Хиджа. Совершив все действия хаджа, из Джидды отправились пароходом в Стамбул, где 3-го дня месяца Сафар Зайнулла Расулев вторично прошел обряд вступления в братство Накшбандийа под руководством Шейха Ахмада Зияуддина аль-Гюмюшханеви. Он дал поручение Зайнулле воспитывать своих мюридов. Кроме того, дал разрешение (иджазу) на преподавание таких предметов и дисциплин, как «Хизбу Агзам», «Далаил Нубуват», «Хизбуль-Бахри», «Салят Машишия», касыда «Бурда» и многих других направлений из наук шариата – Корана и сунны.
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»
Все фото: Ислам-тудей