Что означает имя пророка Нуха (а.с.)?
Всевышний Аллах говорит в Благородном Коране об увещевании Нухом ‘алейхис-салям своего племени:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِ إِنِّي لَكُمْ نَذِيرٌ مُّبِينٌ
«Поистине, я для вас – тот, кто предостерегает [от наказания] и объясняет [пути спасения от него]».
«Худ», 11:25
فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا ۞ يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا ۞ وَيُمْدِدْكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا
«И я говорил: «Просите прощения у вашего Господа, ведь Он – Прощающий. [И если вы поступите так] Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, увеличит ваше имущество и потомство, предоставит вам сады и реки».
«Нух», 71:10-12
В мучениях он не покладая рук проклинал неверующих:
وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا
«Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего!»
«Нух», 71:26
Всевышний Аллах удостоил его чести:
فَكَذَّبُوهُ فَنَجَّيْنَاهُ وَمَن مَّعَهُ فِي الْفُلْكِ وَجَعَلْنَاهُمْ خَلَائِفَ وَأَغْرَقْنَا الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۖ فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُنذَرِينَ
«Мы спасли его и тех, кто был с ним в ковчеге [уничтожив неверующих великим потопом]».
«Юнус», 10:73
Всевышний Аллах обрадовал его вестью:
قِيلَ يَا نُوحُ اهْبِطْ بِسَلَامٍ مِّنَّا وَبَرَكَاتٍ عَلَيْكَ وَعَلَىٰ أُمَمٍ مِّمَّن مَّعَكَ ۚ وَأُمَمٌ سَنُمَتِّعُهُمْ ثُمَّ يَمَسُّهُم مِّنَّا عَذَابٌ أَلِيمٌ
«О Нух! Сойди на землю с защитой от Нас и с благословением тебе и тем людям, которые с тобой [на ковчеге и их верующим потомкам]!»
«Худ», 11:48
Он услышал от Всевышнего Аллаха благопожелание:
سَلَامٌ عَلَىٰ نُوحٍ فِي الْعَالَمِينَ
«Мир Нуху во всех мирах!»
«Ас-Саффат / Стоящие рядами», 37:48
Первое имя Нуха ‘алейхис-салям – Юшкар. Но за то, что он много плакал, он был назван Нухом. Нух значит плачущий.
Это интересно: Назидание: почему Аллах уничтожил эти цивилизации
Известны три истории, объясняющие причину его слез.
Первая история: однажды рядом с Нухом ‘алейхис-салям прошла раненая собака с выпавшей шерстью. Нух ‘алейхис-салям сказал: «Пошла отсюда, псина».
Собака начала говорить: «Ты так говоришь, попрекая меня за мой вид или попрекая моего Создателя? А хватит ли у тебя сил создать собаку, похожую на меня? Всевышний Аллах способен лишить тебя всего человеческого, как и меня – всего того, что свойственно собакам». После этого Нух ‘алейхис-салям сказал: «Я ошибься», – и много по этому поводу плакал. Потому его прозвали Нухом.
Вторая история: после потопа Нух ‘алейхис-салям держал путь в пустыню, и там увидел Иблиса, который сказал: «Ты очень помог мне». Нух ‘алейхис-салям сказал: «О проклятый, я никогда не совершал того, что пришлось бы тебе по душе. Что же я сделал?»
Иблис сказал: «Я был озабочен твоей уммой, изо всех сил старался, чтобы они попали в Ад. Ты их проклял, и они стали обитателями Ада без раскаяния и веры. Ты избавил меня от забот». Тогда Нух ‘алейхис-салям сказал: «Если бы у меня было больше терпения, шайтан бы так не радовался», – и плакал сорок лет. Поэтому его прозвали Нухом.
Третья история такова: во время потопа Нух ‘алейхис-салям попросил Всевышнего Аллаха за своего сына Кангана: «О мой Господь, мой сын – из числа моего народа. Ты обещал: «Я спасу тебя и твой народ от потопа».
Как Иблис спасся от Всемирного потопа и не смог использовать шанс на спасение от Ада?
Всевышний Аллах ответил: «Он не из твоего народа». Пророк ‘алейхис-салям сильно горевал: «Всевышний Аллах не примет в Судный день моего заступничества за Кангана», – и поэтому был прозван Нухом.
Нуха также называют вторым Адамом. Сообщается, что в книге по истории «‘Араис», известной под названиями «Шейхуль-анбия» и «Наджиуллах» передано со слов Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху. Две причину тому, что Нух ‘алейхис-салям стал пророком: во-первых, спустя много лет после смерти Идриса ‘алейхис-салям, истинная религия была забыта, шариат отменен, а земля наполнилась развратом. Адам ‘алейхис-салям дал завет детям Шиса ‘алейхис-салям: «Не следуйте детям Кабиля, не отдавайте им своих дочерей, не женитесь на их дочерях».
Поэтому дети Шиса ‘алейхис-салям жили в пустынях, а дети Кабиля – в городах. Однажды проклятый Иблис напросился к одному из детей Кабиля в облике прислуги. Он соорудил музыкальный инструмент, игру на котором услышал хозяин «прислуги», и ее музыка показалось ему самой благозвучной из тех звуков, что ему когда-либо доводилось слышать. Много народу собралось, чтобы послушать ее. Иблис обещал играть на этом инструменте раз в год.
Когда в следующем году настало время, чтобы он сыграл на этом инструменте, пришли все мужчины и женщины, устроили большой праздник. Эта новость дошла и до детей Шиса, и они увидели, что на торжество собрались все мужчины и женщины. Дети Кабиля были очень красивыми, в отличие от детей Шиса ‘алейхис-салям. Поэтому дети Шиса ‘алейхис-салям забыли заветы и перемешались с общиной Кабиля.
Вот почему люди поклонялись идолам: после смерти Адама ‘алейхис-салям кяфиры не позволяли навещать его могилу детям Шиса ‘алейхис-салям. Тогда шайтан сказал им: «Я сделаю вам образ, подобный Адаму, если будете величать образ отца вашего, то будете вознаграждены». Дети Шиса ‘алейхис-салям согласились на это. Иблис поставил им пять идолов, дал им имена Вад, Суа‘, Ягус, Ягук, Насер. Дети Шиса начали поклоняться этим идолам.
Всевышний Аллах отправил им пророка Нуха ‘алейхис-салям, запретил им идопоклонничество, но они не послушались. Затем они погибли в потопе.
Фото: shutterstock.com
Автор: Islam Today