• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто такой шейхуль Ислам?

Время чтения: 11 мин
14148

 

 

Кто такой шейх уль Ислам?

В Османском халифате шейхуль-Ислам являлся главой научного класса и вторым человеком после великого визиря.

Понятие шейхуль-Ислам появилось в IV веке по хиджре (X век по григорианскому календарю), однако этот титул не был официальным. Обычно этот титул давался известным факихам (ученым по правоведению) и учёным, которые получили известность своими фетвами. Этот и подобный ему почётные титулы со временем были преданы забвению.

Также это относилось к таким почетным титулам как Имадуль-Ислам (опора Ислама), Фаджруль-Ислам (рассвет Ислама), Шейхуль-Ислам, Духауль-Ислам (свет Ислама), Шамсуль-Ислам (солнце Ислама), Худжатуль-Ислам (довод Ислама), Фахруль-Ислам (гордость Ислама), Рукнуль-Ислам (столп Ислама). Из всех этих почётных титулов только титул «шейхуль-Ислам» использовался до самого конца в Османском халифате как важная основа религии, так как турки-османы считали эти основы одним из двух фундаментов государства. С этой точки зрения такое установление как шейхуль-Ислам был принято в качестве главы научной организации. Шейхуль-Ислам стоял во главе этой организации и был наделён небывалыми полномочиями. По этой причине важные начинания в государстве не совершались без его фетвы.

В раннем периоде Османского халифата понятие шейхуль-Ислам было известно, однако среди народа применялось в виде обращения к уважаемому человеку. Неизвестно, когда титул шейхуль-Ислам начал применяться в официальной форме. Фатих Султан Мехмед подготовил законы, где говорилось: «…и шейхуль-Ислам – это глава всех учёных…». В этих же законах чередовались такие термины как «Муфтий эфенди», «Муфтий», «Муфтиуль-Анам», «Шейхуль-Ислам» (Кануннаме-и Али Осман (законодательство Али Османа, опубликовал М. Ариф), приложение к сборнику советов истории Османского халифата, Стамбул 1330, с.10).

Неизвестно, кому впервые официально в Османском халифате был присвоен титул шейхуль-Ислама. Впервые присвоение титула шейхуль-Ислам имело место в государстве во время правления Мурата II, после 1444 года, известный учёный той эпохи Фахреддин аль-Аджеми был удостоен чести иметь этот титул. В принципе и до Фахреддина аль-Аджами разным людям давали право издавать фетвы, среди них были: Шейх Эдебали, Дурсун Факих, Шемседдин Фенари. Однако им не был присвоен этот титул. Официально впервые этот титул был дан после открытия Стамбула Хызыр бею Челеби. Однако вплоть до середины XVI века на основании политико-административной системы и иерархии в научных организациях положение казыаскеров (верховных судей армии), которые были членами дивана хумаи, было намного выше. Рост значимости титула шейхуль-Ислам перед казыаскерами, приходится на время знатных шейхуль-Исламов Османского халифата Калампашазаде и Эбуссууда эфенди. Стараниями этих людей, в частности Эбуссууда эфенди, их дневной заработок поднялся с 200 до 500 акче (денежная единица в Османском халифате). Во время же Мехмеда эфенди (см. 1598) их дневной заработок  составил 700 акче (Экрем Кайду, «Появление титула шейхуль-Ислам в Османском халифате», Анкарский университет, журнал факультета исламских наук, Эрзурум 1977, стр. 201-209). 

До 982/1574 года обязанностью великого визиря было назначение и увольнение учителей, мевали (титул в Османском халифате, который давался учёным), муфтиев. Однако по причине невежества великих визирей, эта обязанность перешла к шейхуль-Ислам. Начиная с этого времени, войсковые кадии вели внутреннее и внешнее преподавание за плату выше сорока акче. Назначение муфтиев, имамов, хатыбов, муаззинов и казаскеров было передано шейхуль-Исламам. В ведении казыаскеров оставалось только назначение судей по несчастным случаям, плата которых составляла от 20 до 40 акче. Перед назначением человека на определённую должность шейхуль-Ислам вначале должен был советоваться с великим визирем. После того, как он согласовывал вопрос с великим визирем, только тогда он мог утвердить или уволить преподавателя или мевали. Посредством великого визиря доводилась до людей и воля султана.

На начальном этапе такие должности как казыаскеры и преподаватели султана оставляли важность должности шейхуль-Ислам на втором месте. После того, как должность шейхуль-Ислама перешла к Ибн Кемалю (1525-1533) и Абу ас-Сууду эфенди (1545-1574), она получила большую важность и превратилась в должность более важную, нежели должность казыаскера. Эти две личности  заняли должность шейхуль-Ислама после занимаемой ими должности казыаскера. С этой точки зрения управление системой образования перешло в обязанности шейхуль-Исламства. Таким образом, статус шейхуль-Ислама занял одну ступень со статусом великого визиря.

Во второй половине XVI века статус шейхуль-Ислам увеличилось до того уровня, который позволил им упорядочить взаимоотношения с великим визирем. Впервые в 992/1584 году великий визирь Оздемироглу Осман паша, по приказу падишаха нанёс визит шейхуль-Исламу Чивизаде Мехмеду Эфенди. С тех пор посещение великого визиря шейхуль-Ислама установилось законом.

Еще одной особенностью, которая показывает самое высокое положение шейхуль-Исламов в научной сфере – это иерархическое повышение в должности от кадыаскера до шейхуль-Ислама. В Османском халифате некоторые провинции по своему статусу были выше других. Поэтому, степень учёных и их заработная плата в этих провинциях была выше. Легче будет представить степень шейхуль-Ислама в следующей цепочке: тот, кто определённый срок проработал стамбульским судьёй, по истечении времени назначался на должность казаскера Анатолии; затем казаскером провинции Румели, и затем только шейхуль-Исламом, степень которого была вершиной образовательно-правовой системы. Известен тот факт, что до XVI века, шейхуль-Ислам, которые были обязаны издавать фетвы, т.е. имели статус муфтиев, не назначались из среды казыаскеров. Например, Фахреддин аль-Аджами, которого считали первым шейхуль-Исламом, исполнял обязанности мударриса и муфтия в Эдирне.

Самой важной обязанностью шейхуль-Исламов являлось издание фетв, которые выражались в форме ответа - религиозного  постановления – на различные вопросы. Звание муфтия, которое давалось шейхуль-Исламу, означало человека, издающего фетвы. Особенностью фетвы, которую издавали муфтии в качестве ответов на заданные ему вопросы, являлось то, что фетва не имела статуса постановления, а только разъясняла различные религиозные вопросы. В традиции исламского государства только решение кадия (судьи) является хукмом (постановлением). С этой точки зрения есть разница между кадием и муфтием. Кадий может согласно изданным фетвам муфтия вынести хукм. Однако же это не означает, что кадий зависит от муфтия.

В истории институт фетвы можно подразделить на шесть периодов: эпоха Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; эпоха сахабов; эпоха, которая продолжалась до конца второго века по хиджре; эпоха, которая начиналась во втором веке и продолжалась до четвёртого века по хиджре; эпоха с четвёртого века до распада Аббасидского халифата и эпоха после Аббасидов. В соответствии с этой последовательностью, муфтии, которые издавали фетвы в пятой и шестой эпохах, прежде чем издавать собственные фетвы исследовали фетвы имамов мазхабов и их учеников.

Начиная с эпохи Омейядов, в истории Ислама установилась традиция - перед важными политическими решениями обращаться к изданным фетвам из прошлых периодов. В эпоху Османского халифата не происходило ничего нового, там тоже придерживались этой традиции. Османы в вопросах войны, мира, в установлении важных законопроектов, в политических вопросах просили фетвы у шейхуль-Ислама. Для распространения изданных фетв в провинции исполняли обязанности назначенные муфтии. Когда люди вне зависимости от своего социального статуса, будь то чиновник или простолюдин, сталкивались с определёнными религиозными или политическими проблемами, они без колебаний обращались к муфтиям и спрашивали у них фетвы.

 

 

Виды деятельности, которыми занимались просветительские структуры, работающие под эгидой Шейхуль Ислам условно можно разделить на три. Это консультации по религиозным и правовым вопросам, просветительская и воспитательная работа, судебная практика и управление. Консультации по правовым и религиозным вопросам проводились самим шейхуль Исламом и муфтиями, просветительская и воспитательная работа велась медресе, судебная практика и управление находились в ведении шариатских судов и кадиев. Управление института шейхуль Ислама осуществляло надзор за работой вышеописанных структур, а также назначение и продвижение муфтиев, кадиев и мударрисов (учителей медресе). Для бесперебойной работы института шейхуль Ислама, в его ведении находилось огромное количество секретарей и помощников (Шюкрю Каратепе, Политические институты Османов в Классический период, Стамбул 1989, стр. 153).

Другая обязанность шейхуль Ислама заключалась в том, чтобы выбирать и направлять во дворец «мукарриров» и «мухатабов» для проведения «уроков спокойствия», которые в 1759 г. ввел падишах Мустафа III. Эти уроки проводились во дворце в священный месяц Рамадан, и самые избранные ученые участвовали в них или в качестве «мукарриров» т.е. лекторов или «мухатабов» т.е. слушателей задающих вопросы. Таким образом, в присутствии падишаха проходили религиозные и научные диспуты (Узунчаршылы, там же, стр.215-232; Д. Дурсун, там же, стр.327).

Стоит уделить внимание еще одному интересному моменту, касающемуся отношений между политической властью и институтом шейхуль Ислама. Шейхуль Ислам из-за его высокого положения в структуре управления государством, а также властных полномочий являлся институтом, которому предоставлялись почти неограниченная свобода и важные задачи в политической жизни. Кроме того шейхуль Ислам как представитель религиозной ветви власти пользовался огромным авторитетом и уважением в обществе. Иногда к фетвам шейхуль Ислама прибегали для свержения султанов или объявления войны вражеским государствам. В 1516 г. шейхуль Ислам Али Джемали Эфенди вынес фетву для объявления войны Египту, а в 1570 шейхуль Ислам Абу-с-Cууд Эфенди своей фетвой объявил войну Венеции. С другой стороны несколько падишахов были свергнуты фетвами шейхуль Исламов. Среди них можно перечислить Селима III, Абдульазиза и Абдульхамида II (Дж. Х. Крамерс, «Шейхуль Ислам», Энциклопедия Ислама, том XI, стр. 487; Д. Дурсун, там же, стр.329).

Шейхуль Исламы снимались со своих постов по разным причинам. Среди них можно перечислить следующие: плохие отношения с верховным визирем, жалоба падишаху на верховного визиря, восстание, старость, дворцовые интриги и т.п. (Узунчаршылы, там же, стр.192).

До 1241/1826 г. т.е. вплоть до ликвидации корпуса янычаров шейхуль Исламам не предоставлялось отдельное казенное помещение. Если собственный дом человека назначенного шейхуль Исламом не позволял использовать его в качестве рабочего помещения, шейхуль Ислама переводили в свободное помещение, и там размещались он сам и все его помощники.

После ликвидации янычаров учреждается «Коллегия шейхов» (Meşihat Dairesi), и здание позади мечети Сулеймание, которое раньше принадлежало главе янычаров, было передано данной коллегии и носило такие названия как «Дверь шейхуль Ислама» (Баб-ы Мешахат) или «Дверь фетв» (Баб-ы фетва). Управленческие механизмы института шейхуль Ислам были разработаны как раз в этом учреждении.

До 1920 г. этот институт претерпевал незначительные изменения, а после ликвидации 1922 г. халифата парламентом Турецкой республики «Дверь шуйхуль Ислама» тоже ликвидировали.

Первым шейхуль Исламом в истории Османов, был, назначенный в 1424-1425 гг., Молла Шамсуддин Фенари Эфенди, который в то время носил титул «Муфтия Стамбула». Последний шейхуль Ислам Медени Нури Эфенди ушел со своего поста 26 сентября 1922 г. За 498 лет существования института всего было 129 (по некоторым источникам 131) шейхуль Исламов, из них 54 переназначались на этот пост.

Дольше всех пост шейхуль Ислама занимал знаменитый Абу-с-Cууд Эфенди, который пробыл на этом посту во время правлений Сулеймана Великолепного и Селима II 28 лет и 2 месяца. Меньше всех шейхуль Исламом пробыл Мемикзаде Мустафа Эфенди – около 13 часов.

За всю историю было 90 повторных назначений шейхуль Исламов. Пять шейхуль Исламов занимали свой пост по 4 и более раз. Это Суннуллах Эфенди, Муса Кязем Эфенди, Хайдаризаде Ибрахим Эфенди и наконец, Мустафа Сабри Эфенди.

В изданном в 1334 г. по хиджре (1915 г.) ежегодном «Научном альманахе» (İlmiyе Salnamesi) структура института шейхуль Ислама описывается следующим образом:

Глава организации – шейхуль Ислам. В его подчинении находились следующие структуры:

- Большой дом фетв: Поверенный по фетвам, два помощника 

- Отдел по фетвам: Старший писарь, письмоносец, служащий по устным ответам, 28 писарей.

- Управление по контролю за шариатскими судебными решениями: Директор, 8 контролеров, 9 заместителей контролеров, служащий по поиску прецедентов, 5 писарей 1 класса, 4 – второго, 4 – третьего. 

- Надзорный шариатский совет: 1 председатель, 7 членов совета

- Секретариат надзорного шариатского совета: 2 контролера, 4 писаря 1 класса, 5 – второго и 6 – третьего.

- Просветительский совет: 1 председатель, 5 членов совета, 1 секретарь

- Секретариат просветительского совета: 1 контролер, по одному служащему 1, 2, 3 и 4 классов.

- Шариатский совет по надзору за письменными изданиями: 1 председатель, 6 членов совета и 2 секретаря.

- Совет шейхов: 1 председатель, 1 член совета, 1 писарь.

- Отдел работы с письмами: 1 служащий, 1 помощник, 1 контролер, 1 писарь по жалобам, 1 писарь по ответам, 1 писарь по особо важным письмам, 1 писарь по скорым письмам, 1 дешифратор, 2 писаря третьего и четвертого класса соответственно. 

- Бухгалтерия: 1 директор, 1 зам.директора, 1 контролер, 2 служащих первого, 6 служащих второго, 1 служащий третьего, 1 служащий четвертого классов и 1 кассир.

- Управление по распоряжению имуществом сирот и казна: 1 директор, 1 зам.директора 

А. Отдел депеш, б. Бухгалтерия, в. Займы, г. Касса, д. Казна, е. Выплаты

- Отдел кадров: 1 директор, 1 контролер, 3 служащих первого, 3 служащих второго, 3 служащих третьего, 2 служащих четвертого класса. 

- Хозчасть: 1 завхоз, 3 служащих первого, 3 служащих второго, 3 служащих третьего, 2 служащих четвертого класса

- Регистрационный отдел: 1 директор, 1 контролер, 2 служащих первого, 1 служащий второго,6 служащих третьего, 1 служащий четвертого класса

- Делопроизводство: 1 директор, 1 зам.директора, 1 служащий первого, 3 служащих второго,3 служащих третьего,3 служащих четвертого класса

- Отдел статистики: 1 контролер, 3 служащих 3 класса.

- Медицинский отдел: 1 врач, 3 писаря третьего класса.(М.З. Пакалын, там же II, стр.492)

Среди шейхульисламов были выдающиеся ученые, историки, правоведы, политики и люди искусства. Яхъя эфенди, Бахаи эфенди, Ариф Хикмет эфенди были выдающимися поэтами, Эсад эфенди был великим композитором и филологом. Большинство шейхульисламов оставило после себя свои труды. Шейхульислам зимой обычно одевал белый кафтан с меховыми вставками, а летом белый атласный или шерстяной чапан (Турецкая энциклопедия, «Шейхульислам» том XXX, стр.279).

Подготовлено специально для Islam-Today.ru 

Социальные комментарии Cackle