• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто заложил основы самого большого ответвления суннитской теологии?

Время чтения: 4 мин
5288

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство мусульман-суннитов следуют в вопросах вероубеждения мнению ученых калама, которые занимались систематизацией всего мусульманского богословия, защищая его от нападок мутазилитов и прочих заблудших течений. Ученые калама пользовались методологией новаторов от религии — логическими доводами, что помогло им раз от разу одерживать верх в спорах. Учение, сформированное представителями науки калам, стало наукой, которое носит название «суннитский калам». Самым большим по количеству последователей является ответвление суннитского калама, которое носит название «матуридия».

Название берет свое начало от населенного пункта, в котором появился на свет основатель этого направления богословской мысли — Мухаммад бин Мухаммад бин Махмуд Абу Мансур аль-Матуриди ас-Самарканди. Широкую известность в мусульманском мире он получил как Абу Мансур аль-Матуриди. Матурид — это небольшое поселение в пригороде Самарканда в современном Узбекистане. Абу Мансур аль-Матуриди родился там, предположительно, в 238 году по мусульманскому летосчислению, что соответствует 852 году нашей эры.

Подробности личной жизни имама Матуриди неизвестны, однако труды, принадлежащие его перу, свидетельствуют о том, что он являлся специалистом в таких областях мусульманского знания как калам, история мазхабов, основы исламского права (усуль аль-фикх) и их трактовке. За свои глубокие познания современники прозвали имама Матуриди «имам аль-худа» и «имам аль-мутакаллимин», что означает «имам истинного пути», «предводитель ученых калама».

Имам Абу Мансур аль-Матуриди, будучи приверженцем и последователем Абу Ханифы в религиозном праве, с помощью разумных доказательств подтвердил и подробно изложил установленные имамом Абу Ханифой основы. Он поддержал и разъяснил суннитский мазхаб, основанный до имама аль-Ашари Абу Ханифой и его товарищами. Религиозная система Абу Ханифы, построенная на преданности основам религии (усуль ад-дин) и уважении к священным текстам (накль), в то же время учитывает значение разума (акль). Наибольшего развития данная система достигла в трудах Абу Мансура аль-Матуриди.

Имам Абу Мансур аль-Матуриди оставил достаточно большое количество трудов разным наукам, среди которых выделяются два наиболее значимых: труд по суннитскому богословию и религиозной философии «Китаб ат-таухид», а также тафсир Корана «Тавилят аль-куран». Последний примечателен тем, что аяты Корана в нем трактуются другими кораническими аятами.

При исследовании труда Матуриди «Китабут-Тавхид», дошедшего до нас самого ценного произведения по науке калам того периода, действительно выяснится, что в этом труде автор придает большое значение разуму и использует методы дискуссии и обсуждения. Вместе с тем Абу Мансур, точно так же, как и Абу Ханифа, в вопросе о трактовке аятов и хадисов категории муташабихат (неясные, трудно понимаемые аяты Корана, которые имеют сокрытый эзотерический смысл.

Мусульманин должен принять муташабихат на веру, так как истинный его смысл известен только Аллаху), придерживаясь консерватизма, избегал трактовки. Например, в вопросе возвышения (истива), то есть в толковании аята, означающего «Милостивый Аллах возвысился над аршом (небесами)» после отрицания смыслов, переходящих в уподобление Аллаха его творениям (ташбих), и суммируя другие трактовки, говорит: «В этом вопросе, по нашему мнению, суть состоит в том, что Аллах, ясно заявивший о Себе: «Ничто не сравнится с Ним», возвысил Себя от сравнивания Его с созданиями. Мы также выше объявили, что Он в своих действиях и свойствах далек от подобий.

Тогда нужно было принимать факт совершения «аль-истива» Милостивого Аллаха над небесами (арш), как существующий в Коране и установленный разумом. Отныне мы не можем точно толковать этот аят в определенном смысле, потому что есть место быть как одному из толкований описанных выше, так и другому смыслу, не дошедшему до человеческого понимания, однако не имеющего недостаток уподобления (ташбих). Мы только верим в то, что желает Аллах в этом аяте».

Подводя итог, можно сказать, что направление мусульманского богословия, основанное имамом Матуриди и появившееся в начале четвертого века хиджры – это продолжение мазхаба, основанного Абу Ханифой во втором веке. Матуридизм в сфере вероубеждений опирается на незыблемость священных текстов и способствующий глубокому пониманию основ религии метод трактовки с помощью разума. Благодаря трудам Абу Мансура Матуриди метод калама постоянно совершенствовался.

Исторически сложилось так, что матуридизм является основой религиозного мировоззрения мусульман-ханафитов, к которым традиционно относится и татарский народ.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle