Кто такие имамиты?
Шииты-имамиты, или шииты-двунадесятники (ар. اثنا عشرية иснаашарийя) — самое многочисленное по количеству последователей направление умеренного шиизма.
Данное направление возникло в начале IX века и стало первой из шиитских сект, наполненной догматически. Впервые имамитами назвали двух шиитских богословов Али ибн Исмаил ат-Таммара и Мухаммада ибн Халил ас-Саккака. Учение шиизма к тому времени значительно распространилось по Ираку и соседним областям.
Догматика имамитов лишь в немногом отличается от суннитского вероучения и основывается на 5-ти столпах:
1. Единобожие (ат-Таухид).
2. Вера во всеобъемлющую божественную Справделивость (аль-Адль). Вера в божественную Справедивость у шиитов не отличается от суннистского понимания и основывается на одних и тех же постулатах, что и в суннизме. А именно: « «адль» - «справедливость» есть один из атрибутов Господа, указывающий на абсолютное совершенство. Всевышний имеет только совершенные атрибуты, и Он далёк от всяких недостатков и несовершенств. Поэтому угнетение по отношению к Своим рабам Аллах никогда не совершает. Поистине, такие качества, как угнетение, тирания, берут своё начало в несовершенстве и непонимании. Всевышний же является самым совершенным и знающим. Все Его дела основываются на справедливости и мудрости». Но, в отличие от шиизма, суннизм не сделал веру в божественную Справедливость обязательным к исповеданию пунктом. Вера в «аль-Адль» не относится ни к столпам веры (Иман), ни к столпам Ислама.
3. Вера в пророков и пророчества (ан-Нубувват). В этом пункте суннитское и шиитское богословие друг-другу никак не противоречат.
4. Вера в политическое и духовное руководство над мусульманами 12 имамами из рода Али (Имамат). Этот пункт является основополагающим в шиитской идеологии и сводится к тому, что люди не могут справедливо выбирать себе правителей, и только Аллах по своей справедливости (аль-Адль) может назначать наиболее достойных для этой роли людей, как Он выбирал из людей достойнейших звания Пророков. Таким образом, в этом столпе шиитской идеологии пересекаются два столпа, выделенных шиитами отдельно, — аль-Адль и ан-Нубувват.
5. Вера в Судный День, воскрешение из мертвых и посмертное воздаяние (аль-Маад).
Имамами шиитов были следующие 12 человек:
1. Али ибн Абу Талиб.
2. Хасан ибн Али (Муджтаба).
3. Хусейн ибн Али (Сейид аш-Шухада).
4. Али ибн Хусейн (Зайн аль Абидин).
5. Мухаммад ибн Али (имам Бакир).
6. Джа’фар ибн Мухаммад (имам ас-Садик).
7. Муса ибн Джа'фар (иам Казим).
8. Али ибн Муса (имам Рида).
9. Мухаммад ибн Али (имам Джавад).
10. Али ибн Мухаммад (имам Хади).
11. Хасан ибн Али (имам Аскари).
12. Имам Махди.
Шииты верят в то, что Имамов назначает Аллах по Своей Мудрости и Справедивости. Шииты верят в непогрешимость имамов так же, как сунниты верят в непогрешимость пророков. Шииты утверждают необходимость принятия имамата как единственную возможность к спасению в этом мире.
Согласно некоторым историкам, шииты часто наделяют своих имамов божественными качествами, однако это больше относится к шиитам-алавитам, сектам, которые даже в шиитском понимании не являются мусульманами. Подобное случилось с последователями секты Сабаийя, основанной Абдуллой ибн Саба, - обратившимся в Ислам евреем, который провозгласил Али воплощением Бога на земле, а также отрицал смерть Али, утверждая, что Али явится вновь. Примечательно, что Абдуллу ибн Саба считают одним из главных организаторов смуты в халифате, которая в конечном итоге привела к убийству Халифа Усмана. По преданию, Али ибн Абу Талиб приказал сжечь группу сабаитов, провозгласивших его Богом, на что те заявили: «Теперь мы знаем, что ты действительно Бог, ибо только Аллах наказывает огнём».
В религиозном праве (фикх) имамиты являются последователями мазхаба имама Джа'фара. Основатель джафаритского мазхаба — имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, почитаемый шиитами-имамитами как шестой имам из числа двенадцати безгрешных имамов.
Источниками права у шиитов является Коран, ахбар, иджма' и 'акль. Ахбар — то же самое что и сунна в понимании суннитов, однако шииты используют в качестве источника сунны другие книги, среди которых Нахдж аль-Балага, Бихар аль-Анвар и др. Отличительной особенностью шиитского религиозного права считается право самостоятельно выносить религиозные правовые заключения (иджтихад). Примечательно, что наряду с другими мазхабами в Исламе, джа'фаритский мазхаб считается признанным и каноническим.
Самой большая община шиитов-имамитов проживает в Иране и составляет 89% от общего числа жителей. Необходимо отметить, что Иран стал шиитским только в 1502 году, когда власть в Иране захватил шах Исмаил ас-Сафави, основатель сефевидской династии шахов Ирана, который являлся шиитом-имамитом по своим взглядам. В 1501 году шах Исмаил захватывает Тебриз и принимает титул шаха иранской провинции Азербайджан. В 1502 году становится шахом всего Ирана, провозгласив шиизм-имамизм основной религиозной идеологией Ирана и всей Сефевидской империей.
Islam-Today