Кто такие джабариты и кадариты?
Вера в предопределение Всевышнего Аллаха (такдир) является одним из шести столпов веры, однако, вместе с тем, всегда вызывала огромное количество вопросов.
Известно, что в первые десятилетия становления Ислама вопросов о предопределении не возникало по той причине, что Посланник Аллаха (алейхи саляту ва салям) обладал достаточным авторитетом для пресечения любых споров среди мусульман. Другой причиной отсутствия подобных вопросов заключается в понимании первыми мусульманами основ веры в таком виде, в каком это понимание было установлено Всевышним Аллахом.
Ортодоксальные мусульманские школы сошлись во мнении, что человеку не дано до конца осмыслить и осознать суть Божественного предопределения, поскольку Воля Аллаха (Ирада) находится в ведении только Всевышнего Аллаха. По этой причине мусульманские ученые всех времен призывали мусульман не углубляться в решение подобных вопросов.
Вопросы в отношении предопределения возникли позже, в период рассвета мусульманской философской школы, когда активно распространились идеи рационализма. С тех пор вопрос судьбы (кадар) стал самым сложным в каламе. В качестве ответа на распространение заблуждений, порожденных мугтазилитами и рационалистами, школы традиционного мусульманского калама (ашариты и матуридиты) развили свою концепцию Божественного предопределения.
Матуридиты считали, что предопределение изначально принадлежало Аллаху, и вечно будет принадлежать только Ему. Это вечное знание охватывает абсолютно все события, которые произошли, происходят и будут происходить. Все эти события и процессы были заранее предопределены и происходят именно так и именно в таком виде, в каком желает Всевышний Аллах. Предопределение, согласно учению матуридитов, неразрывно связано с Волей Аллаха (Ирада) и Его Знание (Ильм).
Ашариты, в свою очередь, утверждают, что судьба (кадар) вершится в конкретный промежуток времени и соответствует предопределению Аллаха.
Матуридиты и ашариты утверждают, что все во вселенной происходит в соответствии с предопределением. Иными словами, все во вселенной подчинено ничем не ограниченной воле Всевышнего Аллаха, без которой ничего не произойдет. Божественное предопределение обусловлено различными причинно-следственными закономерностями, которые также сотворены Аллахом. Все они составляют установленный Всевышним Аллахом миропорядок, истинная суть которого известна только Ему. Отсюда следует, что случайное (т.е. не сотворенное Аллахом) событие или происхождение какой-то вещи невозможны. Это мнение абсолютного большинства мусульманских ученых прошлого и современности, однако истории Ислама известны течения, которые в своем определении судьбы вышли за рамки традиционного богословия. Это кадариты и джабариты.
Кадариты ( قدرية) – сторонники концепции об абсолютной свободе воли человека. Основателями концепции считаются Гайлан ад-Димашки и Мабад аль-Джухани. Оба были казнены по приказу халифов того времени. К слову, их концепция пересекается с зороастрийской концепцией дуализма и формировалась под воздействием христианской среды, к тому же основоположники кадиризма не были арабами.
В основе идеи об абсолютной свободе воли лежит мысль, что только человек является творцом своих действий, что человек абсолютно свободен в своих поступках и деяниях, а Аллах не принимает в этом участия. По мнению кадаритов, Аллах узнает о совершенных людьми деяниях только после их совершения. Кадариты утверждали, что человек изначально сотворен со свободной волей.
Оппонентами кадаритов в вопросах предопредления Аллаха являлись джабариты (جبرية) – сторонники идеи об абсолютном Божественном предопределении.
По мнению джабаритов, человек свободы воли и является «маджбур», т.е. вынужден совершать те или иные деяния и поступки исключительно по принуждению Аллаха. Крайние джабариты в принципе отрицали возможность человеком совершать действия, также как и отрицали способность человека к совершению действий. Истинным действователем выступает Аллах. Всевышний Аллах, по мнению джабаритов, является причиной всех процессов и событий, а также действий человека.
Основателем течения джабаритов считается Джаад бин Дирхам, который был казнен за свои взгляды. К слову, Джааду бин Дирхаму инкриминируется не только относительно «безобидная» идея о свободе воли человека, но и более опасная – о сотворенности Корана, которая впоследствии была развита мугтазилитами.
Итогом противостояния этих двух течений традиционному мусульманскому богословию стало создание концепции «приобретения» или «присвоения» (Касб).
Суть концепции «касб» сводится к тому, что существуют два действователя: Всевышний Аллах, который является Творцом всех действий, деяний и процессов, и человек – «присваивающий» или «приобретающий», согласно предопределению, то или иное действие или поступок. Концепция «касб» стала компромиссом в споре между кадаритами и джабаритами, который не противоречил бы традиционному суннитскому богословию.
Islam-Today