• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Когда был написан самый первый Коран в мире?

Время чтения: 5 мин
19354

 

Сподвижники, участвовашие в записи первого Корана

Священный Коран был полностью записан сподвижниками еще при жизни пророка Мухаммада (мир ему). Каждый ниспосланный аят записывался специальными “писцами Откровения”, лично под диктовку посланника Аллаха (мир ему). Поэтому кроме тех, кто непосредственно заучивал аяты, вместе с посланником Аллаха (мир ему) находились эти писцы, в обязанность которых входило безошибочное фиксирование новых аятов.

Вот имена некоторых сподвижников, выполнявших в свое время обязанности “писцов Откровения”: Абу Бакр, Умар бин Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубаир бин аль-Аввам, Убей ибн Кааб, Зайд бин Сабит, Муавия бин Абу Суфьян, Мухаммад бин Маслама, Абан бин Саад и др (да будет доволен ими Аллах).

Чтобы избежать ошибок, сначала ангел Откровения Джабраиль и посланник Аллаха (мир ему) читали друг другу аяты, а затем сподвижники их заучивали. Это было главным гарантом сохранности Корана и его защиты от искажений.

Однако при жизни посланника Аллаха (мир ему) не удалось собрать все Откровения в одну книгу. Потому что ниспослание Откровений продолжалось до самой смерти Пророка (мир ему) (Таджрид-и Сарих, ХI, 228). Известно, что последнее Откровение было ниспослано за 9 дней до кончины пророка Мухаммада (мир ему). Кроме этого, в зависимости от места ниспослания, суры делятся на мекканские и мединские. 

Ниспослание всего Корана заняло примерно двадцать три года. Все переданные Пророком (мир ему) суры сразу же заучивались хафизами, а также одновременно записывались писцами на кусочках кости, дерева, папируса, кожи и обожженных глиняных дощечках.

После смерти Пророка (мир ему) в сражениях с вероотступниками при Ямаме погибло до сорока хафизов Священного Корана. Это стало огромной утратой для мусульман. После этого Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) с просьбой собрать всех живых хафизов Корана.

В результате была создана особая комиссия во главе с Абу Бакром и Зайдом бин Сабитом, в которую вошли Абдуллах бин Зубайр, Саад бин Ваккас, Абдуррахман бин Харис бин Хишам и др. (да будет доволен ими Аллах). Комиссия собрала вместе все имевшиеся страницы Священного Корана на основе мекканского диалекта арабского языка.

Сбор аятов и сур Священного Корана осуществлялся следующим образом. По поручению Абу Бакра и под контролем Умара, Зайд бин Сабит являвшийся одновременно и писцом, и хафизом Корана, начал собирать у сподвижников все записанные ими части Священного Корана. Каждый, кто приносил тексты из Корана, должен был подтвердить двумя надежными свидетелями, что они были записаны непосредственно со слов посланника Аллаха (мир ему).

Таким образом Зайд бин Сабит собрал все имевшиеся тексты. А затем на их основе был написан первый экземпляр Священного Корана и передан халифу Абу Бакру.

 

История "Имам Мусхаба"

Этот экземпляр Священного Корана, появившийся благодаря усердию Зайда бин Сабита, получил название “Имам Мусхаф”. Сподвижники несколько раз проверяли “Имам Мусхаф” на наличие ошибок и искажений, однако в Мусхафе их не нашли. В результате все единогласно подтвердили его правильность.

Данный Мусхаф стал первым собранным в одну книгу Священным Кораном. В последующем другие экземпляры Корана были переписаны и размножены с него.

Во времена халифа Умара (да будет доволен им Аллах) заучивание Корана принимает быстрые темпы. В Медине и в других центрах тогдашнего Исламского Халифата под руководством и контролем сподвижников-хафизов было подготовлено молодое поколение хафизов Корана.

Однако присоединение новых территорий привело к другой проблеме: к искажениям в произношении Священного Корана под влиянием разных диалектов арабского языка. Так, например, при присоединении Армении и Азербайджана в 648 году н.э. между сирийскими и иракскими воинами по этому поводу произошел спор. Чтобы избежать возникновения таких ситуаций, Хузайфа бин Йаман обратился к халифу Усману, с просьбой найти решение для этой проблемы.

Чтобы исправить возникшую ситуацию халиф Усман посоветовался с другими сподвижниками посланника Аллаха (мир ему). В результате он принял решение разрешить использовать на территории Исламского Халифата лишь экземпляры Священного Корана на основе “Имам Мусхафа”. Другие экземпляры Священного Корана, написанные на местных диалектах арабского языка, были запрещены. А сам “Имам Мусхаф”, написанный во времена правления халифа Абу Бакра, после смерти Умара достался его дочери и жене Пророка (мир ему) - Хафзе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).

Считается, что во времена правления халифа Усмана было сделано семь копий с “Имам Мусхафа”. Для того, чтобы исключить появившиеся разночтения, они были отправлены в такие важные города государства как Мекка, Дамаск, Куфа и Басра, а также одна копия осталась в Медине.

Большинство этих первых копий Священного Корана со временем были утеряны. Один из сохранившихся экземпляров находится в Стамбуле в музее Топкапы, а другой неполный список в Ташкенте. Во времена Российской империи в 1869 году он был вывезен из Средней Азии (Самарканд) в Петербург, где сделали его факсимиле и издали.

В советский период этот список некоторое время находился в Духовном управлении мусульман России в Уфе, а затем в 1923 году он был возвращен в Среднюю Азию (Ташкент). Анализ текста Ташкентского списка Корана с современными изданиями Священного Корана показал абсолютную идентичность текстов за исключением огласовок. Так как первые экземпляры Корана не имели огласовок.

По некоторым сведениям, халиф Усман, чтобы сделать первые копии Священного Корана, одолжил у Хавзы бинт Умар (да будет доволен ею Аллах) первый список Корана - “Имам Мусхаф”, а после завершения работ по переписыванию, вернул его ей.

Согласно некоторым преданиям Марван бин Хакем просил Хавзу бинт Умар отдать Мусхаф ему, однако та отказалась. После ее смерти Марван отправил своих людей и забрал Мусхаф у брата Хавзы - Абдуллаха бин Умара. А после этого сжег его (Ибн Аби Давул, Китаб аль-Масахиф). 

Однако это предание у некоторых исламских ученых вызывает сомнения. Если даже это и правда, к тому времени у мусульман уже были тысячи экземпляров Священного Корана и тысячи хафизов Корана.

Важно знать, что основой экземпляров Священного Корана, который мы с вами держим в руках в наши дни, был собран в одну книгу в период правления халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). А во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) с этого первого Корана были сделаны копии.

Таким образом, Священный Коран дошел до наших дней, и он останется неизменным до Судного Дня. Ибо Сам Всевышний является гарантом сохранности и неизменности последнего Писания:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

 

“Воистину, Мы ниспослали Напоминание [Священный Коран], и Мы оберегаем его” (сура “Аль-Хиджр”, аят 9).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle