• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какой исламский ученый послужил прообразом злодея Джафара из мультфильма "Аладдин"?

Время чтения: 3 мин
8210

Пожалуй, каждый из нас, независимо от возраста, национальности и гражданской принадлежности, хотя бы раз в своей жизни смотрел мультфильм «Аладдин». А помните местного главного злодея Джафара, который перед зрителями всегда представал в образе коварного, мстительного и хитрого антипода Аладдина? Кстати, а вы обращали внимание, что на экране западных зрителей очень часто при изображении мусульманского персонажа использовались максимально негативные черты характера – это всегда был злодей, строивший козни всем вокруг и жадный до власти, колдун, соблазнитель невинных девушек.

Так вот у этого героя есть реальный прототип, живший ранее человек, который оказался полной противоположностью экранного Джафара. Между прочим, мультипликационная компания Disney уже приняла решение о съёмках новой картины, в которой мультяшный Джафар будет максимально приближен к реально существовавшему человеку, который оставил неизгладимый след в истории благодаря своим научным интересам и открытиям.

Давайте обратимся к прошлому и узнаем, кем же был Джафар ибн Яхья, с которого якобы был списан образ главного злодея «Аладдина».

На самом деле Джафар ибн Яхья был визирем мусульманского Халифа Гаруна Аль-Рашида. Он стал одной из самых выдающихся фигур в Халифате Аббасидов, средневековой мусульманской империи, которая управляла Азией, Северной Африкой и Европой с 750 по 1258 год н. э.

 

Мусульманский визирь через своё огромное влияние старался максимально продвигать науку в исламском мире. Благодаря его стараниям наступил долгожданный расцвет медицины, астрономии и инженерии в средневековом исламском обществе. Эта эпоха в последствии вошла в историю как «золотой век ислама».

Золотой век ислама

Родился Джафар в могущественной семье Бармакидов, которые ведут свою родословную из Афганистана, когда-то давно известного своими буддийскими монастырями. В далёком прошлом Бармакиды были руководителями и администраторами двух больших буддийских храмов. Но после 651 года династия Бармакидов приняла ислам.

Будучи очень образованными и влиятельными, Бармакиды заслуженно оказались максимально приближены к престолу в годы правления Аббасидов: отец Джафара также был визирем, а два его брата управляли территориями Египта и Дамаска. Некоторые члены семьи обрели широкую известность в качестве покровителей учёных и науки в целом. Они часто приглашали ко двору Аббасидов в Багдаде учёных мужей из Южной Азии, ратуя за распространение знаний и инноваций в медицине, астрономии и других науках.

Сам же Джафар активно продолжал семейную традицию, покровительствуя людям науки. Но запомнился он больше своей работой в становлении и развитии бумажного производства в Багдаде. Именно он смог убедить халифа в необходимости построить бумажную фабрику в Багдаде, что позволило аббасидской династии обрести собственный источник изготовления бумаги.

Конечно, сегодня эта работа не кажется такой важной, скорее, даже не заслуживает особого внимания. Однако в то время это стало большим толчком к развитию коммуникации, распространению информации и популяризации науки. Пожалуй, эффект, полученный от построенной багдадской бумажной фабрики по силе воздействия можно сравнить с печатным станком, который появится столетия спустя.

Те идеи и методы, которые династия Бармакидов переняла от коллег из Южной Азии, сыграли ведущую роль в развитии исламского мира в качестве сверхдержавы и центра науки Средневековья. В последствии эти же открытия распространились по всей Европе и послужили толчком для Ренессанса.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle