Как татарская интеллигенция спасла заблудшую женщину
Макарьевская ярмарка и татары
Не даром говорится, что судьба нации – это судьба каждого человека. Эту реальную историю в своих воспоминаниях описал Ахмет Вели Менгер (Ибрагимов), будущий основатель «АVM Holding». Его фирма в Турции долгие годы являлась единственным официальным представителем немецкой компании Mercedes-Benz. Сам Ахмет Вели родился в 1891 году в татарской семье Мухамеджана Ибрагимова в городе Петропавловск (ныне Казахстан). Так как его род происходил из деревни Старый Менгер (ныне Атнинский район республики Татарстан), в последующем в Турции он взял себе фамилию Менгер. А эта история произошла в 1912 году во время знаменитой Макарьевской ярмарки, которая ежегодно проводилась в Нижнем Новгороде. В то время молодой Ахмет Вели Менгер работал в Петропавловске закупщиком сырья для немецкой фирмы «Stucken» и каждый год по работе приезжал на ярмарку.
На Макарьевкой ярмарке татарская купеческая династия Хусаиновых держала трехэтажную гостиницу под названием «Хусаиновское подворье». Традиционно здесь останавливались торговцы крупным рогатым скотом и обычно за ними были закреплены одни и те же комнаты. По воспоминаниям Ахмета Вели Менгера, он вместе с другими петропавловцами каждый год останавливался в двух больших комнатах. Всего в этих двух комнатах размещалось 6 человек. Каждый год перед ярмаркой для управления гостиницей назначался управляющий и казначей. В 1912 году управляющим гостиницей был Исхак Казаков, казначеем Наджип Хальфин, а за бухгалтерией следил Наджметдин Хасанов.
Как-то один русский пришел в гостиницу и рассказал управляющему печальную историю о падшей татарской женщине. Оказалось, что в Нижнем Новгороде есть большое питейное заведение, и одна татарка из-за своего бедственного положения промышляет в нем проституцией. В добавок, у нее имелась 4-х летняя дочь.
После того, как об этом узнал Ахмет Вели Менгер, он вместе с Наджипом Хальфиным отправился в это питейное заведение. Они застали эту женщину и ее дочку в плачевном состоянии. Оказалось, что они находились там целых два года. У женщины не было ни паспорта, ни какого-либо иного удостоверения личности. Им удалось выяснить, что она родом из татарской деревни Сергачского уезда Нижегородской губернии.
После того, как в полиции рассказали все подробности о женщине, Ахмет Вели Мегер вместе Наджипом Хальфиным направились к жене известного казанского купца Сулеймана Аитова – Фатихе ханум. Она славилась среди татар своим меценатством.
В это время Фатиха Аитова отдыхала в одном из апартаментов с роскошным садом, принадлежавших самой большой гостинице Нижнего Новгорода под названием «Восточный базар». Встретившись, они рассказали ей о той самой женщине и Фатиха ханум сразу взялась ей помочь. Во время беседы также присутствовала Амина ханум, супруга Шигапа Ахмерова, издателя журнала «Сююмбике».
На следующий день Фатиха Аитова, Амина Ахмерова, Наджип Хальфин, Ахмет Вели Менгер и еще совсем молодой Фуад Туктаров, все вместе, направились в то самое питейное заведение. С помощью полиции им удалось забрать оттуда женщину с дочерью и разместить их в одной из гостиниц города. И с матери, и с дочери были сняты размеры: Вели Ахмет Менгер купил им обувь, носки и пальто, а Фатиха Аитова – жилеты и платье. А затем женщины, купив им банные принадлежности, повели их мыться в баню. Через два часа проведенных в бане, женщину и дочку уже было не узнать.
Еще через день женщину удалось разместить в одном из приютов города, а дочку к себе на попечение взяла Амина Ахмерова. В последующем Ахмет Вели Менгер при каждом удобном случае узнавал от Амины ханум о судьбе женщины и ее дочери. Оказалось, что в последующем, благодаря помощи одного из местных имамов, ей удалось вернуться в свою родную деревню. А дочка продолжала получать образование, в том числе осваивала русский язык.
Эта история является очень показательной и демонстрирует сопереживание дореволюционной татарской интеллигенции к судьбе каждого представителя своего народа. Та женщина опустилась на дно, и, наверное, будь это в наше время, она получила бы от современной интеллигенции лишь порицание и осуждение. Однако видные татарские деятели того времени не стали осуждать, а все свои силы направили на ее спасение и на спасение ее дочери, которая являлась олицетворением будущего нации.
Автор: Дамир Гайнутдинов