Как началось и затем формировалось написание жизнеописания Пророка (ﷺ)
Написание жизнеописания Пророка (ﷺ), с точки зрения хронологического порядка, идет на втором месте после написания сунны Пророка(ﷺ). Несомненно, написание сунны, то есть изречений Пророка (ﷺ), в целом предшествовало написанию его жизнеописания. Так как известно, что запись сунны началась еще при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по его же повелению. Это было после того, как он стал уверен в том, что его сподвижники осознали большую разницу между непревзойденным стилем Корана и красноречивым стилем пророческих изречений и теперь уже не запутаются между ними.
Что же касается записи жизнеописания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его военных походов в общем, то она началась позже записи сунны, несмотря на то, что сподвижники уделяли особое внимание передаче его жизнеописания и военных походов устно.
Возможно первым кто занялся написанием жизнеописания Пророка (ﷺ) в целом были ’Урва ибн аз-Зубайр, скончавшийся в 92 г. х., Абан ибн ’Усман, скончавшийся в 105 г. х., Вахб ибн Мунаббих, скончавшийся в 110 г. х., Шурахбиль ибн Са’д, скончавшийся в 123 г. х. и Ибн Шихаб аз-Зухри, скончавшийся в 124 г. х.
Эти люди, несомненно стоят в авангарде тех, кто занимался написанием жизнеописания Пророка (ﷺ). Так же и их записи стоят в авангарде этого великого научного труда. Их записи считаются первым шагом, как мы уже указали, на пути к написанию истории и занятия ей в целом. Это несмотря на то, что множество событий из жизни Пророка (ﷺ) упомянуты в Книге Всевышнего Аллаха, а также внутри книг по сунне, которые наибольшее внимание из его жизни уделяют его изречениям и деяниям, особенно тем из них, что связаны с законодательством.
Однако все то, что было написано ими со временем кануло в Лету и до нас ничего не дошло, кроме разрозненных остатков, некоторые из которых передал ат-Табари. Говорится, что часть записей, а именно часть из того, что написал Вахб ибн Мунаббих, хранится в городе Хайдельберг в Германии.
Тем не менее в следующем за ними поколении были те, кто подхватил все то, что они написали и зафиксировал самое главное в своих записях, большая часть которых дошла до нас при помощи Аллаха. В авангарде этого поколения стоял Мухаммад ибн Исхак, скончавшийся в 152 г. х. Исследователи согласны в том, что написанное Мухаммадом ибн Исхаком считается самым достоверным из того, что было написано о жизнеописании Пророка (ﷺ) в то время. Хоть до нас и не дошла сама его книга «Аль-Магази», тем не менее Абу Мухаммад Абдульмалик известный как Ибн Хишам, который жил после него, передал нам его книгу в исправленном варианте, когда не прошло еще и пятидесяти лет с момента написания книги Ибн Исхаком.
Ибн Халликан писал: «Ибн Хишам собрал жизнеописание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из труда о военных походах Ибн Исхака. Он исправил и сократил его содержание. Эта книга о жизнеописании Пророка находится в руках людей и известна как Сира Ибн Хишама».
Как бы то ни было, а источники жизнеописания Пророка (ﷺ), на которые опирались остальные писатели разных поколений, ограничены следующими источниками:
Первый – Книга Всевышнего Аллаха. Она является самым главным источником в познании общих черт и основных периодов жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, несмотря на стиль Корана в разъяснении этого.
Второй – книги сунны Пророка (ﷺ). Книги, которые были написаны большими учеными в области науки хадисоведения, известными своей правдивостью и надежностью. К этим книгам относятся шесть книг, «Муватта» имама Малика, «Муснад» имама Ахмада и другие книги. Эти книги в основном уделяют внимание изречениям и деяниям Посланника Аллаха (ﷺ), потому что они являются источником законодательства, а не записями об истории. Поэтому во многих книгах хадисы расположены по главам темой которых является исламское право. В некоторых книгах хадисы расположены по именам сподвижников, которые передали эти хадисы. Во всех этих книгах не соблюдается хронологическая последовательность событий.
Третий – передатчики, которые уделяли особое внимание жизнеописанию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его жизни в целом. Среди сподвижников было много тех, кто уделял особое внимание этому. Даже любой сподвижник находившийся с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время какого-либо события непременно неоднократно рассказывал об этом другим сподвижникам и тем, кто был после него. Однако никто из них первоначально не заботился о том, чтобы собрать воедино это жизнеописание и записать его. И я хотел бы обратить здесь внимание на разницу между записью и фиксацией и написанием книги. Первое, применительно к сунне, было еще при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как мы уже об этом сказали. Второе, под которым подразумевается издание цельной книги, появилось позже, когда возникла в этом необходимость.
Доктор Мухаммад Са'ид Рамадан аль-Буты. Понимание Жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с кратким очерком истории праведных халифов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.