Как Германия пыталась использовать исламский фактор в годы Первой мировой войны?
Перед началом Первой мировой войны германский кайзер Вильгельм был крайне заинтересован в том, чтобы в глазах мусульман Османской империи, Кавказа, Персии и Афганистана она выглядела бы «священной». Таким образом он надеялся спровоцировать их на выступление против Великобритании и России.
Мечтой кайзера было поднять этих мусульман на восстание против своих «неверных» правителей, не только для того чтобы отвлечь силы своих противников с европейского фронта, но и для того чтобы захватить принадлежавшие им территории на Ближнем Востоке и расширить свою империю.
Однако, сам, будучи «неверным» он не мог призвать мусульман на «священную войну» и для этого ему понадобился турецкий султан, который был признанным религиозным лидером мусульман и германские политики не жалели золота и не скупились на обещания, чтобы привлечь его на свою сторону.
Со своей стороны и турецкий султан, и персидский шах смотрели на Германию как на союзника в своей борьбе против России.
Британия главной целью своей политики в регионе ставила защиту Индии. Она также рассматривала Персидский залив исключительно как зону своих интересов, противодействуя любой попытке Германии закрепиться в Ближневосточном регионе.
Вильгельм II всеми силами старался завоевать «сердца и умы» мусульман, декларируя поддержку мусульманскому населению Центральной Азии и Британской Индии.
Есть предположения, что военный переворот 1912 года в Османской империи, в результате которого к власти пришел «триумвират» не обошёлся без помощи немцев. К тому же одного из членов «триумвирата», Энвера, сближали с немецким кайзером авантюризм и территориальные амбиции.
Когда Первая мировая война началась, кайзер Вильгельм приказал всем германским дипломатам и секретным агентам на Ближнем Востоке направить гнев «всего мусульманского мира» против англичан. В Берлине с энтузиазмом пытались поднять восстание народов Востока против врагов Германии. Планировалось поднять восстание в Индии и на Кавказе. Всей подготовительной работой руководило немецкое посольство в Стамбуле.
Среди мусульман Индии и Египта распространялись листовки с призывом изгонять и истреблять всех христиан, кроме немцев. В Персию и Афганистан была направлена целая миссия немецких военных разведчиков во главе с Оскаром фон Нидермайером.
Только проанглийская политика афганского эмира Хабубуллы-хана позволила британским властям отсрочить восстание афганских племен. Когда же оно все-таки началось, он срочно послал своих эмиссаров к приграничным племенам и объявил им, что «самовольное объявление священной войны против Англии... без его санкции является незаконным».
11 ноября 1914 года шейхуль-ислам Хейри-эфенди призвал "весь исламский мир подняться на священную войну против государств Антанты". В этих же целях на Кавказ были тайно переправлены 60 турецких агентов.
Однако местное население отнеслось к этим призывам без особого энтузиазма. Даже власти вынуждены были признать: "В широких мусульманских массах сочувствие к Турции чисто идейное. Среди некоторой части интеллигенции и духовенства сочувствие это практически выражается".
В итоге попытки поднять среди мусульманского населения Дагестана восстание против России, потерпели неудачу.
Начальник немецкого Генерального штаба Людендорф предложил организовать «Великий индийский поход», сформировав для этих целей из мусульман и индусов, взятых в плен на Западном и Восточном фронтах, специальный корпус для наступления на Индию. Для этого близ Берлина создали специальные лагеря, где к концу 1916 года находилось 50 тысяч индийцев, пуштунов, арабов и 40 тысяч мусульман из России. По планам германского командования сформированный из этих военнопленных 40-тысячный корпус должен был начать наступление через территорию Закаспийской области на Хиву, Бухару и Афганистан. В Берлине считали, что существенной помощью наступающим будет восстание 110 тысяч пленных немцев и австрийцев в российском Туркестане.
В годы Первой мировой войны в германском и австро-венгерском плену оказалось немало российских мусульман. Германские власти вели пропаганду среди них уже с 1915 года, причем при активном участии турецкого правительства.
Оно, в частности призвало военнопленных мусульман прибыть в Стамбул для участия в «джихаде», либо переселиться в Турцию навсегда или на время войны.
И все же расчеты тогдашнего османского правительства на использование в своих интересах военнопленных российских мусульман, по-видимому, не оправдались.
В мемуарах генерала П.Н. Краснова «Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Российской Императорской Армии»: описывается следующий любопытный момент: «Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный мусульманский лагерь и, заискивая перед ними, построил им прекрасную каменную мечеть.
Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство германским пленом. Но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети, на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман.
— А теперь вы споете нам свою молитву, — сказало осматривающее лицо.
Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подравнялись и тысячеголосый хор, под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул:
— «Боже, Царя храни…»
Показывавший лагерь в отчаянии замахал на них руками. Солдаты по-своему поняли его знак. Толпа опустилась на колени и трижды пропела русский гимн! Иной молитвы за Родину не было в сердцах этих чудных русских солдат».
И все же планы кайзера оказались частично эффективными: хоть немцам и не удалось поднять восстание в Индии и на Кавказе, Англия не смогла снять со своих границ с Афганистаном войска и перебросить их в Европу до самого окончания войны.
Ильдар Мухамеджанов