Как древние тюрки сохранили свою самобытную культуру?
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.
Один из сыновей Тимура по имени Солтан Хусаин прославился как талантливый человек, обладавший мастерством поэтического слова. До наших времен сохранилась в целости одна из его рукописных книг. Еще один из сыновей Бабур мирза также оставил потомкам рукописный памятник, который называется «Бабурнамэ» и включает в себя довольно поучительные истории, которые произошли в его бытность с ним и его близкими. Его поэтическое наследие не столь велико, однако по глубине смысла и тематике оно не уступает шедеврам самого классика восточной поэзии Алишера Навои.
В те далекие времена тюрки весьма преуспели в музыкальном и песенном творчестве. По свидетельствам китайских летописцев и путевым заметкам Плано Карпини сам Чингисхан, а затем и его наследники во время торжественных приемов по поводу проб вновь приготовленного кумыса непременно устраивали слушания игры на музыкальных инструментах. Именно в связи с этим в те времена музыкальное искусство достигло определенного расцвета. В исторических хрониках до наших дней сохранились имена известных музыкантов. Вот некоторые из них: в период правления Шахраха прославились своей блистательной игрой на инструментах музыканты Юсуф Андижани и Абдулкадыр Магинани, Улугбек сам прославился как искусный музыкант. Кроме того Навои, Бинаи, Бабур мирза, Султан Хусаин мирза покровительствовали таким талантам, как Ходжа Абдулла, Мухаммад Гауди, Шейх Найи, Шах Кули Гаджеки, Хусаин Гауди, Гулям Шади. Помимо этого большое развитие получило художественное изобразительное искусство и иллюстрирование рукописных книг. Имена таких оформителей, графиков Султан Али, Бихзад, Шах Музаффар были на слуху.
Во времена расцвета монгольской империи торговля и ремесленное искусство тюрков, а также их культура, просвещение и литература получили большое развитие по сравнению с предыдущими годами, до царствования чингизидов. Однако благами этих достижений пользовалась лишь небольшая прослойка тогдашнего общества, в основном те, кто был приближен к хану и его двору, а основная масса населения вела кочевой образ жизни и пребывала в глубоком невежестве. Именно поэтому тюрки испытывали на себе огромное влияние персидской и арабской культуры. Поэтому происходило интенсивное смешение стилей, языков и культур этих народов. В одеянии преобладали персидские мотивы, тюркский язык, как в устной речи, так и в письменной обогащался персидскими и арабскими словами. Поэты того времени писали перемежая фарси и тюрки, однако чрезмерное употребление персидской лексики затрудняло восприятие и усвоение текста произведений. И потому наблюдалась тенденция по мере повышения культуры среди тюрок, они все более тяготели к персидской культуре и языку, а потому возникала угроза полному исчезновению тюркской составляющей.
Найденные в последнее время артефакты доказывают, что не последнюю роль в сохранении и сбережении тюрок сыграла их древнее письменное наследие. Среди тюрок в те времена наибольшую популярность приобрела литература периода древних уйгуров, произведения Ахамада Ясави, Бакиргани, знаменитый шедевр-энциклопедия творчества Юсуфа Баласагуни «Кудатку белек». К примеру, в улусе Джучи беиты и изречения из текста «Кудатку белек» изображались даже на кухонной утвари и посуде. В 1908 году на территории Уральского уезда на развалинах городища Иске Сарайчук была найдена пиала с текстом баита из «Кудатку белек» смысл, которого заключался в следующем: «Нрав человека олицетворяется в его чистом лице и ясном взоре, а также в его речи и словах, каждый мужчина славен своей образованностью и ремеслом». Преобладание уйгурского языка, уйгурского письма и уйгурской литературы и их широкое использование помогло тюркам, которые были весьма слабы в культурном отношении и испытывали на себе значительное влияние иранской культуры, сохранить свою национальную самобытность и традиции.
Islam-Today