Как добивались саваба сподвижники Пророка Мухаммада(ﷺ) ?
«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Ма’ариф» в Казани в 1918 году.
Islam-today предлагает вниманию читателей отдельные главы из этой книги
Великие сахаба предпочитали добывать себе хлеб насущный своим трудом, прилагая физические усилия, именно поэтому, подчас, они не имели возможности участвовать в меджлисах и наставлениях Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).(Сахих Бухари)
Таким образом, трудясь, некоторые из них заработали и накопили огромные состояния в объеме ста тысяч, а может более. Среди сахаба были и такие, кто обладал накоплениями в несколько миллионов дирхем, кстати, о них мы писали в нашей книге. Великие сподвижники благодаря своему старанию и трудолюбию стали обладателями больших богатств, однако это не было стяжательством. Они не ставили задачу приумножения богатств ради наживы, напротив, делали ради того, чтобы добытое дозволенным-халяльным трудом добро приносило пользу, чтобы оно шло на обеспечение жизнедеятельности общества, использовалось для пропитания и оказания помощи бедным и нуждающимся правоверным, а также сиротам.
Известно, что накопительство в Исламе не приветствуется, однако приумножение богатства ради использования его на пользу в благих целях и стремление достичь довольствия Всевышнего Шариата - почетное и благородное с точки зрения Шариата занятие. Священный Коран призывает творить добро, помогать нуждающимся, используя свое состояние. Великие сахаба из числа состоятельных людей оказывали мусульманам, бедным и сиротам большую помощь и поддержку. Значительную часть из своих богатств сподвижники выделяли на эти цели. В те времена для состоятельных людей выделение только закята и обязательных пожертвований считалось признаком скупости и осуждалось в обществе.
Сахаба воспринимали всех правоверных как своих близких людей и стремились взять на себя заботу о всей умме, а потому по мере своих сил помогали людям и считали это своим священным долгом. А потому среди них были и такие, кто все свое состояние жертвовал на нужды уммы, некоторые передавали на эти цели половину своего добра, были и такие, кто основал фонды и пожертвования их порой превышали 50 или 100 тысяч дирхемов. Они не ставили цель лишь обеспечить материально своих детей и потомков, оставив им в наследство все свое состояние. Для них было принято облагодетельствовать и умму, выделив часть из своего добра. Тем самым они старались подготовить себя к Судному Дню, а также для своей предстоящей загробной жизни. Были среди сахаба и бедные люди. Эти ради того, чтобы получить саваб от Всевышнего, занимались заготовкой леса и несли вязанку дров на плечах в город, затем продав ее на базаре, передавали деньги на нужды правоверных и страждущих. (Сахих Бухари)
Об этом упоминается на страницах нашей книги.
В повседневной жизни хазрати великие сахаба были весьма непритязательны и довольствовались имеющимся. Какими бы богатыми они не были, сахаба одевались также как и все простые люди, работали наравне с остальными. В еде и одежде они были скромными и не позволяли себе роскоши. Излишества в одеяниях, пище, обустройстве своего жилища для них было чуждо, считалось расточительством и они предпочитали бережливость, нежели затрату больших денег на эти цели.
Однако когда речь заходила о помощи и поддержке мусульман, бедных и обездоленных, вот тогда проявлялась их горячее стремление жертвовать заработанное в пользу уммы, открывалась их истинная суть как людей искренне верующих и готовых на пожертвования ради своих единоверцев.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.