Как было основано Казахское ханство и кто был его первым правителем?
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрок. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.
Усиление Чагадаевого улуса, в особенности его западных областей, во времена правления хана Исанбуги и потомков хана Юнуса было связано с тем, что могущество хана Абульхаира постепенно сходило на нет и вместе с тем на его месте возникали еще более мелкие образования, состоящие в основном из казахских племен.
После расправы над ханом Бураком (в 1428 году ?) в Голубой Орде и Белой Орде к власти пришел хан Махмуд Ходжа, соответственно набрал силу и Абульхаир, в Джучиевом улусе потомкам Бурака пришлось совсем невмоготу. Абульхаир присвоил себе все их земли (находящиеся в пределах Джучиева улуса – прибрежье Сыр-Дарьи и восточные территории вплоть до озера Балхаш). Следует заметить, что усиление Абульхаира не вызвало восторга и в стане хана Исанбуги. Именно поэтому последний дал приют в своих владениях наследникам хана Бурака.
Сыновья Бурака по имени Джанибек и Гарай, окружив себя племенами, которые притеснялись Абульхаиром и были недовольны правителем, перебрались под покровительство Исанбуги и обосновались на обширной долине реки Чу поблизости от местечка Кузы Баш. Они там кочевали вплоть до самой смерти хана Абульхаира, а затем немедля возвратились на свои исконные территории. Их опорой были племена, обитавшие в Белой Орде, основу которых составляли казахи.
На землях нынешних Семипалатинской и Акмолинской областей была заложена основа могущественного «Казахского ханства» с общей численностью населения примерно двухсот тысяч человек. Во главе нового образования стал Гарай хан, а Джанибек довольствовался титулом султан и был во власти хана.
Политическая обстановка на территории некогда могущественной империи, основанной Чингисханом, и которая теперь представляла из себя десятки разрозненных и мелких ханств не отличалась стабильностью. Взаимоотношения между ханами были натянутыми ввиду невежества и бездарности ханов, их тщеславия и несостоятельности, а также неуемной зависти и неприязни друг к другу, стремления подчинить себе всех и вся. Их больше всего занимали распри, мелкие стычки, грызня и опустошительные набеги.
Да и вообще в целом весь тюркский мир в тот период был погружен в бесконечные войны и сражения, бряцание оружием и представлял собой театр военных действий. Обширные территории и степи, на которых обитали тюркские племена, в зависимости от усиления родов и отдельных племен служили своего рода разменной монетой и переходили из рук в руки.
Что творилось на западных территориях и в ханствах? Сибирские ханы, обескровив окончательно потомков хана Тайбуги, перебросили свои основные силы с Итили и Камы в Сибирь. Нугайские мирзы, воспользовавшись этим, переправили часть племен, до этого кочевавших в Придонье и Северном Кавказе, на берега Яика, Итили и Камы. В результате этих перемещений часть племен, обитавших восточнее Уральских гор, оказались под властью Сибирских ханов, племена, находившиеся западнее и южнее Уральского хребта, достались нугайским мирзам. Мирзы, твердо обосновавшись на новых территориях, стали играть ведущую роль в политической жизни Дешти Кипчак. С ними был вынужден считаться даже могущественный Сибирский хан Ибак, а после него и его потомки.
Таким образом, во второй половине пятнадцатого века на политической арене, охватывающей одну треть территории бывшей Золотой Орды, появилась мощная сила в виде прослойки нугайских мирз, которые постепенно сосредоточили в своих руках рычаги управления, и по своей воле назначали угодных и отстраняли от власти неугодных людей.
Islam-Today