Как британский лорд принял ислам и чуть не стал королем Албании
Лорд Хедли — полное имя сэр Роуленд Джордж Аллансон-Винн, пятый барон Хедли (хаджи шейх Сайфуррахман Рахматулла Аль-Фарук), родился в Лондоне в 1855 году в известной аристократической семье. Он был прямым потомком Оуайна Гвинедда, короля Северного Уэльса. Это первый в истории Великобритании мусульманин, который являлся членом Палаты лордов британского парламента.
Лорд Хедли получил хорошее образование. Он учился в Вестминстерской школе в Лондоне, а затем в Тринити-колледже в Кембридже, где обучался математике и гражданскому строительству. После окончания колледжа он занялся просветительской работой, а также работал редактором в журнале «Солсбери и Винчестер» (Salisbury and Winchester Journal).
В течение нескольких лет лорд Хедли был секретарем сэра Фредерика Сигера Ханта, члена парламента, и в конечном итоге в 1892 году занялся своей основной профессией - гражданским строительством. Он много лет руководил работами по укреплению береговой линии в Ирландии и ее защиты от эрозии. Проблема береговой эрозии и способы ее решения всегда входили в круг его интересов.
Лорд Хедли был дважды награжден премией Бессемера Общества инженеров, а также серебряными медалями Королевского шотландского общества искусств и Института гражданских инженеров Ирландии. Позже он был избран президентом Общества инженеров в Лондоне.
В 1913 году лорд Хедли стал пэром в Палате лордов, сменив на этой должности своего двоюродного брата. В том же году он публично объявил о своем переходе в ислам и стал известен среди мусульман как шейх Сайфуррахман Рахматулла Аль-Фарук. Год спустя, в 1914 году лорд Хедли возглавил Британское мусульманское общество.
Вероятно, первое знакомство с исламом у него произошло в 1896 году, когда он впервые отправился в Индию для строительства дороги Барамула-Сринагар. В последующем его духовным наставником стал Ходжа Камаладдин — индийский адвокат из Лахора, переехавший в Соединенное королевство с целью познакомить британцев с исламом.
Такое решение лорда британского парламента повергло местное общество в шок. Вот выдержка из «Судебного циркуляра» газеты «Таймс» от 17 ноября 1913 года. В 4-м абзаце 2-й колонки следующая новость:
«На собрании Исламского общества, состоявшемся в Лондоне в субботу вечером, было объявлено, что лорд Хедли обратился в магометанскую веру. В письме, прочитанном на собрании, лорд Хедли написал: «Те, кто меня знают, поверят, что я абсолютно искренен в своей вере».
В те годы статьи о лорде Хедли появились и в татарских периодических изданиях. Так, в четвертом номере популярного журнала «Шура» от 1914 года, вышла статья Мухаммада Сагди «Пятничный намаз в Лондоне». Вот отрывок из статьи:
«Принятие лордом Хедли ислама превратилось для местной мусульманской общины в дополнительный стимул. Лорд Хедли посчитал неуважительным отношением к исламу и мусульманам то обстоятельство, что они не имеют мест даже для совершения пятничных намазов, в то время как по воскресеньям христиане целыми группами устремляются в свои храмы.
Для того, чтобы исправить положение, он до постройки мечети выделил место для чтения намаза. В то время как христиане с радостью праздновали рождество в церквях, мусульмане заполнили зал «Линзди» для чтения пятничного намаза. Проживающие в Лондоне мусульмане и жители его окраин, а также путешественники, войдя в помещение, тепло здоровались с единоверцами. Лорд Хедли явился на намаз со своими четырьмя детьми... »
В те дни принять ислам означало навлечь на себя гнев и неудовольствие семьи, друзей и общества, а в случае с теми, кто принадлежал к высшему, как лорд Хедли, означали возможную потерю уважения и репутации. Однако, не заботясь о каких-либо мирских потерях, лорд Хедли смело и открыто провозгласил себя мусульманином и служил делу ислама до своей смерти.
Через 20 лет после принятия Ислама, он отмечал:
«Возможно, что некоторые из моих друзей могут представить, что на меня оказали влияние мусульмане; но это не так, потому что мои убеждения являются результатом многолетних размышлений.
Мои настоящие беседы с образованными мусульманами на тему религии начались только несколько недель назад, и нужно ли мне сказать, что я очень рад узнать, что все мои теории и выводы полностью соответствуют Исламу.
Даже мой друг Ходжа Камаладдин никогда не пытался повлиять на меня. Он был настоящим живым примером».
Преданность лорда Хедли делу Ислама была уникальной во многих отношениях. Он не жалел ни усилий, ни денег на службу Исламу. В возрасте 70 лет он предпринял долгие путешествия в Египет, Южную Африку и Индию. Он совершил хадж в 1923 году. В том же году его светлости была предложена корона Албании, от которой он отказался.
В 1927 году лорд Хедли руководил работой Всеиндийской конференции мусульман, которая проходила в Дели. Во время своего визита в Хайдарабад в 1928 году ему удалось собрать средства на строительство мечети в Лондоне. Но, к сожалению, он не успел воплотить свою мечту в реальность.
Перед своей смертью в июне 1935 года он написал записку своему сыну с последней просьбой - похоронить его на мусульманском кладбище Бруквуд рядом со своим братом по вере, Ходжой Камаладдином.
Пусть Всевышний примет его благие деяния и смилуется над ним...
Интересные факты из жизни лорда Хедли:
- Лорд Хедли был прямым потомком Оуайна Гвинедда, короля Северного Уэльса.
- В 1923 году ему была предложена корона Албании, однако он отказался.
- Лорд Хедли в молодости был чемпионом по боксу в среднем весе в Кембридже. Написал одно из первых современных руководств по боксу.
- Он был опытным путешественником, редактором и хорошим рассказчиком.
- Лорд Хедли одним из первых в Великобритании стал увлекаться восточными единоборствами. Был соавтором одного из самых ранних руководств по самообороне под названием «Широкий меч и палка» (1890 год).
- Он первым выделил для мусульман Лондона место для совершения намазов.
- Чтобы познакомить англоязычных читателей с исламом, лорд Хедли написал три важные книги:
1. Западное Пробуждение к исламу (опубликовано в 1914 году, 145 страниц)
2. Три великих пророка мира - Моисей, Иисус и Мухаммед (опубликовано в 1923 году, 116 страниц)
3. Сходство между Первоначальной Церковью Иисуса Христа и исламом (опубликовано в 1926 году, 156 страниц)
Мухсин Нурулла