• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории мусульман Ямайки

Время чтения: 4 мин
5022

История ислама на острове Ямайка начинается с прибытием туда первых черных рабов из Западной Африки в середине  17 века, среди которых  было немало мусульман, проданных в рабство и привезенных туда для работы на плантациях сахарного тростника.

Со временем они утеряли свою мусульманскую идентичность из-за постоянного перемешивания с вновь пребывающими группами рабов, хотя представители мусульманских племен Африки –мандика, фула, сусу, ашанти и хауса изо всех сил пытались сохраниться как мусульмане, практикуя свои обряды в тайне от европейских колонизаторов, которые развернули среди них кампанию по насильственному крещению.

Среди них было немало образованных людей – улемов и имамов, а также учащихся религиозных школ.

Разными путями попали они в рабство: банды работорговцев перекупали военнопленных у различных племенных вождей, которые устраивали нападения и похищения людей, настоящую «охоту за головами», и потом  меняли их на стеклянные бусы и изделия из железа.

Имеются многочисленные свидетельства самих рабовладельцев, что их  рабы исповедовали ислам, умели читать и писать по-арабски, соблюдали пост в месяц Рамадан и подвергали своих мальчиков обряду обрезания. Среди них были хафизы, которые по памяти от руки писали мусхафы Священного Корана. Они выдвигали из своей среды имамов, которые становились духовными авторитетами и поддерживали, как могли, своих единоверцев.

Рабовладельцы всеми силами боролись с исповеданием ислама среди своих рабов и заставляли их насильно принимать христианство. Тех, кого они подозревали в тайном соблюдении мусульманских обрядов, например, соблюдении поста, они посылали на самые тяжелые работы.

В начале 19 века среди рабов образовалось тайное общество, которое руководствовалось посланием (васика), написанным в 1789 году улемами Африки и попавшим в руки рабов. В нем содержался призыв всем верующим быть правдивыми и преданными своей вере, если они хотят попасть в рай.

Возглавил общество Мухаммад Каба –уроженец города Бука, располагавшегося недалеко от Тимбукту –духовной столицы мусульман Западной Африки.

Еще одной интересной особенностью религиозной деятельности рабов было то, что среди них появились люди, формально принявшие христианство и ставшие его проповедниками. Исследователи, изучая их записи, приходят к выводу, что под маской христианских учений эти люди проповедовали ислам, объясняя свое, еретическое с точки зрения христианской ортодоксии учение, например о Христе, как о слуге Божьем и пророке, спецификой восприятия выходцами из Африки. Так, например, Джорджа Льюиса якобы христианского проповедника -африканца родом из Гвинеи, прибывшего на Ямайку из США белые плантаторы называли не иначе как еретиком.

Распространение ислама среди африканских рабов в США – отдельная тема, но как показывают исследования многие из афроамериканцев, были мусульманами. (Этот факт во всю силу   используется членами «Нации ислама» небезызвестного Луиса Фаррахана).

Льюис был сам по себе интересной фигурой: в 1832 году в Манчестере он поднял восстание рабов, был схвачен и казнен.
Следует добавить, что он был близким знакомым Мухаммада Каба.

В 1831-32 годах на Ямайке произошло восстание рабов-мусульман, известное как «Рождественское восстание». Оно было жестоко подавлено, а его лидеры казнены, но оно способствовало принятию в Великобритании закона об отмене рабства в 1838 году.

Новая страница в истории ислама на Карибских островах открылась после 1838 года, когда туда стали прибывать иммигранты  из Британской Индии.

С 1838 по 1917 год на британцы привезли для обслуживания своих нужд на острова около 500 тысяч выходцев из Индии.
Мусульмане составляли   около 16% из общего числа индийцев, прибывших на Ямайку. Им пришлось столкнуться с различными трудностями: многочасовой труд, голод, нечеловеческие условия жизни в перенаселенных бараках, но это лишь усилило их веру.

На Ямайке осели преимущественно выходцы из таких мусульманских городов Индии как Лакхнау. Аллахабад, Газипур, Горакпур  и Шахабад, население которых отличалось приверженностью исламской религии и деловой активностью. Проявляя общинную солидарность  и верность исламским духовным ценностям, они смогли сохранить веру предков и создать систему мусульманского образования.

Они также построили  на острове 2 мечети: Масджид Ар-Рахман в Спэниш таун и Масджид Хуссейн в Уэстморленде.

Эти мечети  стали духовными центрами, объединяющими мусульман. В них не только молились, но и обучали исламу, а так же решали различные проблемы социальной и политической жизни местных мусульман.

В 1960-х годах, когда на остров стали прибывать представители различных мусульманских сообществ из Африки, были построены еще восемь мечетей в столице страны  Кингстоне,  городах Сент-Катрин, Албани, Порт-Мариа, Сент-Мэри, Ньюэлл, Сент-Элизабет и Три Майлз Ривер. В Кингстоне также располагается Исламский совет Ямайки – организация, объединяющая всех мусульман страны.

Мусульмане – выходцы из Индии принесли с собой богатую культуру времен Великих Моголов, которая прижилась на новом месте, органично вписавшись в культурную палитру Вест-Индии.

Мусульмане Ямайки гордятся своим прошлым и хранят веру и обычаи предков, живя в мультикультурном и мультирелигиозном социуме.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle