• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Испытания, выпавшие на долю Ибн Батуты в пустынях Дешт-и-Кипчак

Время чтения: 3 мин
4125

В 1344 году арабскому путешественнику Ибн Батуте (1304-1377) удалось попасть в ставку хана Золотой Орды Узбека (Султана Мухаммада), который правил Ордой с 1313 по 1342 год. За этот период государство достигло своего наивысшего могущества и расцвета. Именно в период правления Узбек хана Ислам стал государственной религией, были установлены дипломатические отношения с Египтом, Индией, Византией и Западной Европой.
Путешественник   назвал свою книгу «Тухватен-назар фи гараибель-амсар ва гаджаибель-асфар» («Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»). Отдельные главы из нее, посвященные описанию Золотой Орды, в 1913 году были переведены   на татарский язык Ризаэтдином Фахрутдином и изданы отдельной книгой.
Islam-today предлагает вниманию читателей заключительные страницы из книги Ибн Батуты.

Путешествие из города Сарай в Хорезм

Время в пути между Сараем и Хорезмом составляет сорок дней. По той причине, что путь пролегает по территории, на которой нет растительности, использовать верховых лошадей не имеет смысла. Здесь основной тягловой силой являются верблюды. По прошествии десяти дней после нашего отъезда из Сарая мы достигли берега реки Улусу, на которой расположен город Сарайчик (Р.Фахрутдин пояснят: «Этот город Сарайчик находился на реке Яик и упомянутая Ибн Батутой река «Улусу» несомненно есть «Яик»). В этом городе Сарайчук имеется мост, который мне напомнил мост в Багдаде. Его конструкция опирается на множество лодок, которые стоят впритык друг к другу. По прибытии в Сарайчук нам пришлось распрощаться с нашими лошадями, каждую из которых мы продали по четыре динара, и это была самая низкая цена, потому что животные наши были сильно истощены. В наши повозки мы запрягли верблюдов, которых пришлось арендовать у их владельцев. В данном городе проживает один святой старец из тюрков и мы побывали у него в гостях. Он провозгласил ду’а в нашу честь. Мы нанесли визит местному кадию и гостили у него, к сожалению, имя его не сохранилось в моей памяти. (Р.Фахрутдин уточняет: «Ибн Батута свои записки производил по памяти т.е. по прошествии некоторого времени, а потому в тексте встречаются кое-какие недочеты»).

После отъезда из города Сарайчук мы пробыли в пути тридцать дней. Свои повозки мы покидали два раза в сутки утром и вечером для того, чтобы немного отдохнуть и приготовить пищу. Еда наша состояла из отваренного риса. Достаточно было довести варево до кипения, и блюдо было готово к употреблению. В него предварительно выкладывалось отваренное мясо, отделенное от костей, а затем добавлялось молоко. Люди, ехавшие в караване, не слезая со своих мест, спали и принимали пищу. Со мной в моей повозке ехали три моих наложницы. В связи с тем, что в этой пустынной местности растительность весьма скудна, путники стремятся поскорее миновать ее. Большая часть верблюдов, следующих в упряжке, не выдерживают всех тягот пути и погибает, а которые остаются в живых, чрезмерно истощаются и приходят в совершенную негодность. Для того, чтобы они годились в дело их приходится некоторое время откармливать и приводить в порядок. Вода здесь ценится очень высоко, источники весьма редки и путникам по два-три дня приходится обходиться без питья. Качество воды оставляет желать лучшего. Это либо дождевая вода, либо вода из обмелевших водоемов. Успешно миновав эту пустыню, мы прибыли в город Хорезм.

Завершая перевод глав из книги арабского путешественника, Ризаэтдин Фахрутдин дает следующий комментарий: «На этом завершается перевод той части из записок Ибн Батуты, которые были избраны нами. Те места из текста, которые вызвали у нас некоторые сомнения и имели двоякое толкование, трактовались нами исходя из контекста. Комментарии к отдельным выражениям и фактам, требующим пояснения, размещались в нижней части страницы. Кроме того возможны некоторые невольные шероховатости и недочеты, за которые мы заранее приносим свои извинения у читателя. Наименование глав и нумерация, предложения в скобках, а также  комментарии и пояснения выполнены по нашему разумению и нашей рукой. Заметим и то, что всего лишь через каких-нибудь пятнадцать лет после  путешествия шейха Ибн Батуты в государство Золотая Орда завершился 600 год. На месте нынешнего Оренбурга в то время была голая степь, а на месте Уфы росли дремучие леса. Все в воле и милости Всевышнего!

Islam-Today

Подробнее с книгой Ибн Батуты можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.

Социальные комментарии Cackle