• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Гончарное дело в Исламе

Время чтения: 10 мин
6619

 

 

НА ПРОТЯЖЕНИЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ мастера мусульманских стран производили самые лучшие в мире керамические и гончарные изделия. Их продавали, покупали как украшения и использовали в домашнем хозяйстве для готовки, освещения и стирки. Спустя тысячелетие эти горшки превратились в находки европейской археологии. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".

Изготовление горшков было серьёзным бизнесом и предметом торговли. Историк Аль-Макризи (конец 14 века) говорил: «Ежедневно выбрасывается на свалки остатков производства... стоимостью до нескольких тысяч динаров – забракованные остатки обожженной терракоты, в которых молочники хранят молоко, торговцы сыром – сыр, а бедняки - порции, которые они съедают прямо на месте в столовых».

На востоке центры гончарства развивались в Багдаде и Самарре (Ирак). Во время раскопок относящихся к 838-883 годам н.э. , проведённых во дворцах халифов в Самарре, были обнаружены различные горшки: глазированные и неглазированные, украшенные резьбой и штампами. В целом их можно разделить на три вида. Первый – белые горшки, украшенные точками и псевдокаллиграфическими мотивами, выполненными в кобальтово-синем цвете. Второй вид был декорирован полихромными цветами, полосками двух тонов, под влиянием искусства китайской каменной керамики, принадлежащей периоду правления династии Тан (7-8 века). Третий вид горшков был обработан специальным покрытием, благодаря чему сосуды выглядели металлическими.

 

«Все люди остаются безоружными перед притяжением красоты, и исламская империя не стала исключением. Именно поэтому арабы изобрели технологию превращения глиняных горшков в шедевры искусства».

Ведущий БиБиСи Амани Зайн в разговоре о

глянцевой аппретуре в программе

«Что создал для нас исламский мир?»

Горшки изготавливались с большим мастерством методом, похожим на современный, с использованием гончарного колеса, затем сушились и обжигались в печи. Они стали украшениями коллекций, образцами красоты и искусства благодаря большему мастерству мусульманских гончаров по сравнению с предшествующими им римлянами, которое заключалось в усовершенствовании и изобретении новых техник муравления, окрашивания и декорирования.

Сначала c помощью рельефных украшений была усовершенствована техника покрытия изделий свинцовой глазурью. Глиняная посуда, которая распространилась по всем странам Средиземноморья, включая Египет, благодаря римлянам была красной с блестящим зеленовато- или желтовато-коричневым покрытием. Добавив свинец, мастера мусульманских стран раннего периода смогли добиться более гладкого и блестящего внешнего вида сосудов, а также его непротекаемости, таким образом, он стал пригодным для хранения жидкости.

Мастера гончарного дела эпохи правления Аббасидов, в надежде создать белый фарфор, подобный дорогому китайскому, добавили закись олова в свинец. Однако, первичное сырьё Ирака и Китая отличалось, и местные умельцы вместо фарфора создали раствор закиси олова, увеличивавший кроющую способность и придававший чистый белый цвет, которого они хотели добиться.

Неудовлетворенные данным достижением, гончары ввели новшество в дизайн, создав украшения в виде синих рисунков на белом фоне. Данная техника позже была реэкспортирована в Китай, где стала очень популярна и начала использоваться в декоре фарфора. Сине-белая керамика была предметом гордости мастеров периода династии Аббасидов, наносивших личные подписи на свои изделия. К примеру, в одной из таких надписей гончар по имени Абавайх назвал себя «сани’ амир аль-му’минин» («sani’ amir al-mu’minin»), то есть мастером халифа. Это является примером поддержки ремёсел и гончарного искусства в частности со стороны халифата.

Наиболее впечатляющим декором, появившимся в более позднее время, является блестящее глазированное покрытие изделий. Мусульмане разработали эту технику в попытке воссоздать золотые и серебряные чаши, описанные в Коране.

В 8 веке ремёсленники Ирака изобрели загадочный процесс, который назывался глянцевой аппретурой. Он описывался как «необычное металлическое придание блеска, конкурирующее с драгоценными металлами в своём действии, способное превращать глиняные предметы в золотые», - объясняет ведущий телевидения Амани Зайн в программе БиБиСи «Что создал для нас исламский мир?»

Техника глянцевой аппретуры при использовании правильных ингредиентов давала возможность создавать различные предметы обихода дешёвым и приемлемым способом, поскольку ислам запрещал использование золотой и серебряной посуды.
Технология включала смешивание окиси серебра или меди с глинистой средой, например с охрой, и последующего добавления уксуса или виноградного сока в качестве растворителя. Гончары Ирака в 8 веке обнаружили, что при окрашивании данной смесью узоров на глазированном покрытии глиняного изделия и последующем помещении ещё влажного сосуда в печь для второго коптящего и слабого обжига, на нём оставался тонкий слой металла, который обладал необычайным переливающимся блеском, проступавшим после того, как он был очищен от золы и пыли.

Во время обжига оксиды серебра и меди разделялись, оставляя на поверхности оловяной глазури тонкое металлическое покрытие. Cеребро давало бледно-жёлтый, золотой и серебристый оттенки, а медь превращалась в более тёмный, красный, рубиновый цвет. Переливчатость этих оттенков зависела от угла падения света. Было возможно создание изысканных монохромных и полихромных оттенков в золотом, зелёном, коричневом, жёлтом и красном, а также в более ста изменяющихся тонах. Этим же методом создавалась декорированная черепица. Богатые цвета и их гармоничное сочетание придавало мечетям и дворцам великолепие и роскошь.

 

Технология глянцевой аппретуры из Багдада распространилась по всем мусульманским странам, и в 9 веке в Кайруане (Тунис) начали изготавливать глянцевую черепицу. Столетие спустя, с технологией познакомились в Испании. Археологические находки в Медине Ас-Сахара, городе рядом с Кордовой, находившимся под управлением халифата, содержали большое количество глиняных изделий с узорами: их контуры и линии были нарисованы марганцево-коричневым цветом, а поверхность закрашена медно-зелёным. Через несколько столетий в Аль-Андалус появились свои центры ремесленничества, например в Малаге, изготавливавшие золотые глянцевые тарелки и большие сосуды, похожие на «кувшин Альгамбры».

Ведущий БиБиСи Амани Зайн в программе «Что исламский мир создал для нас?» сказал: «Эти удивительные вазы (кувшин Альгамбры) первоначально использовались для хранения масла и винограда. Но во дворцах халифов их оформление преобретало необычайную красоту, и те, кто их видел, должно быть думали, что они изготовлены из драгоценных металлов...»

Обычные люди нуждались в практичных горшках. В Испании популярностью пользовался кадус (араб. qâdûs): водочерпательный ковш, который установливался на нории (исп. noria), подливном водяном колесе (об этом мы уже писали в статье «Водоподъемные механизмы, которые создали мусульмане»). Это изделие стало универсальным неглазированным горшком и главной опорой сельскохозяйственного гончарства, пока не было вытеснено совсем недавно жестью.

Наряду с изготовлением горшков для воды мусульмане Испании в начале 12 века стали заменять византийскую мозаику керамической плиткой и декоративной испанской черепицей (исп. аzulejos), которые выполнялись в синем и белом цветах, и были покрыты геометрическими, флористическими и каллиграфическими узорами. Глазированная фаянсовая черепица, изготовленная в Малаге, знаменита до сих пор. Известно, что синее глазированное покрытие окиси кобальта, которым украшена испанская черепица, изначально производилось на востоке от Малаги, откуда оно распространилось в Мурсию, затем в христианскую часть Испании, в начале 14 века в Валенсию и в конце 14 века в Барселону.

Современная Турция была также развивающимся центром по изготовлению керамических изделий, поскольку ремесленники собирались в городе Конья в попытке сбежать от нашествия монголов. Падение султаната Коньи в начале 14 века остановило производство керамических изделий в Анатолии, однако этому ремеслу суждено было пережить блестящее возрождение, когда Османская империя провозгласила Бурсу столицей в 1326 году. Город снова начал расти, строились красивые дома из керамической черепицы.

Изник (Никея) был более развитым в данной сфере по сравнению с Бурсой: он являлся настоящим индустриальным центром на протяжении двух столетий с конца 14 века. Типичный для Изника узор наносился узкой полосой кобальтово-синим, бирюзовым и зелёным, производными от меди, и обводился небольшим рельефом удивительно помидорно-красного цвета. Флористические узоры, которые создавались с помощью прямоугольных плиток черепицы, в основном изображали четыре цветка: розу, жасмин, гвоздику и тюльпан.

На протяжении более десяти столетий мусульманские ремесленники были единственными, кто владел техниками глазирования и глянцевой аппретуры, поэтому современное гончарство многим им обязано. Через работы мастеров Испании и Сицилии новые методы производства керамических изделий, материалы и цвета попали в Европу. Европейцы не знали о технологии оловянной глазури до того, как мусульманские мастера не познакомили Испанию с этим искусством в 9 веке.

Сегодня существует большое количество доказательств того, что восточные горшки перевозились за пределы Испании: посуда, изготовленная в Малаге, была обнаружена в Англии; сорок четыре образца мавританских глянцевых изделий, датируемые 13 и 14 веком, и двадцать два образца, датируемые 15 веком, были найдены в Британии. Не так давно, в 1990-х годах, в ходе раскопок в центре Кантрбери, Лонгмаркет, учёные обнаружили большое количество исламских глянцевых и бирюзово-синих керамических изделий.

Найджел Макферсон-Грант, работавший на раскопках в Кантербери, объясняет то, как горшки из мусульманских стран попали в Англию: «Некоторые горшки могли попасть сюда с вещами крестоносцев, возвращавшихся из Святой земли домой... Другая вероятность: средневековые паломники, направлявшиеся на Святую землю или к известной обители святого Иакова, что расположена в городе Компостелла (Испания), могли привезти некоторые горшки из исламских стран в качестве сувениров». В некоторых редких случаях путь посуды был более прямым. Известно, к примеру, что в 1289 году Элеонора Кастильская, жена Эдварда I, приехавшая из Испании, заказала четыре тысячи горшков «Малик» для королевского двора. В данном случае «Малик» относится к названию города Малага, основного центра производства андалузских глянцевых изделий. («Малик» – производное от слова «Малика», которое является переводом названия города Малага на арабский язык).

В Лондоне, в месте под названием Блоссомс Инн, была найдена глянцевая тарелка 15 века, украшенная изображением древа жизни и куфическими надписями. Данный декор был популярен в Андалусии и Северной Африке той эпохи, его копии так же использовались повсюду в Европе. Удивителен тот факт, что 1303 год, как дата прибытия этой тарелки в Англию, был зафиксирован в записях Свода новых таможенных правил на товары, ввозимые и вывозимые иностранцами в порту Сэндвич (Кент). Сегодня это изделие находится в музее Гилдхолл в Лондоне.

Другой известный бренд, оставленный нам мусульманскими гончарами, - так называемые, изделия в стиле майолики. История их изготовления началась на Майорке и других Балеарских островах, находившихся под мусульманским правлением до 1230 года. Итальянские корабли, в основном из Генуи и Венеции, часто останавливались там, чтобы собрать керамические изделия со свинцовой глазурью и нанять мавританских гончаров, которые привезли новый стиль изготовления посуды из Майорки в Сицилию. Постепенно эта техника стала основной в работе мастеров и стала известна как майолика («majolica», «maiolica»).

С 15 века искусство майолики достигло совершенства, при этом использовались одинаковые техники в изготовлении и декоре, такие как андалузская и египетская. Позже итальянские художники разработали её новые виды: например, глянец Губбио, в котором использовались зеленовато-жёлтые, ягодно-розовые и рубиново-красные оттенки. Этот стиль в майолике остаётся доминирующим в индустрии керамических изделии и сегодня.

Поскольку сосуды, изготовленные мусульманскими мастерами считались символом высокого положения в Европе благодаря их совершенному качеству и декору, мы можем предположить по современным находкам, люди какого социального слоя жили в Блоссом Хилл и Лонгмаркет примерно пять столетий назад. Сегодня искусство мусульманских мастеров живёт в андалузской черепице и мозаиках, которые до сих пор украшают современные кафе, превратив их узоры в один из элементов образа юга.

Специально для Islam-Today.ru  

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика