Где находилась Страна Мрака и как правители Булгара стали потомками Македонского?
Начало: Где находилась Страна Мрака?
У народов Севера существовал рассказ о северных горах у моря, из-за которых не может выйти некий северный народ. Это подтверждается рассказом новгородца Гюряты Роговича, который был вставлен в «Повесть временных лет». Считается, что летописец слышал его во время посещения Новгорода в 1114 году.
Отрок этого новгородца, будучи на далеком севере, слышал рассказ от северного народа югра, будто бы дальше к северу «суть горы заидуче в луку моря», высотой до небес, и что в этих горах (т.е., по-видимому, за горами у морского залива) находятся неведомые люди, которые секут эту гору, «хотяще высечися». И есть в горе этой просеченное небольшое оконие, сквозь которое эти люди говорят на непонятном языке и машут рукой, прося дать им железо.
После этого рассказа летописец спешит напомнить сказание об Александре Македонском, ссылаясь на византийские источники. О таком народе ранее Ибн Фадлану сообщил булгарский царь Алмуш, рассказав о великане, жившем в его стране, и для доказательства показав его сохранившиеся кости. Ибн Фадлан об этом оставил следующую запись:
«Такин еще прежде рассказывал мне, что в стране царя есть один человек огромного телосложения. Когда я прибыл в эту страну, я спросил у царя о нем. Он же сказал: «Да он был раньше в нашей стране и умер. Он не был из жителей этой страны, а также вообще из числа людей.
История же его такова, что несколько купцов вышли к реке Итиль, как они обыкновенно выходят. А эта река поднялась, и вода ее выступила из берегов. Я не успел опомниться в этот же день, как уже прибыла ко мне толпа купцов, которые сказали: «О, царь, следовал по воде какой-то человек такой, что если он из народа близкого от нас, то мы не можем оставаться жить в этих поселениях, и не остается ничего другого, как переселиться».
Итак, я поехал верхом вместе с ними, пока не прибыл к реке, и вот я около этого человека, и вот я вижу, что в нем, меряя моим локтем, двенадцать локтей, и вот у него голова по величине самый большой котел, какой только бывает, и нос больше четверти, а оба глаза огромны, а пальцы каждый больше четверти. Испугал меня его вид, и овладел мною такой же страх, что и теми людьми.
И начали мы говорить с ним, а он не говорил нам ничего, но только смотрел на нас. Я перевез его в свое местопребывание и написал к людям вису, – а они от нас на расстоянии трех месяцев, – спрашивая их о нем. Они же написали ко мне, извещая меня, что этот человек из числа Яджудж и Маджудж, а они от нас на расстоянии трех месяцев, между нами и ими помещается море, на берегу которого действительно они находятся».
Со временем эти рассказы проникли в мусульманский мир, а Александр Македонский стал ассоциироваться с Зуль-Карнейном. По мере того, как рассказы об Александре связывались с местными северными сказаниями, а булгары, принявшие ислам, знакомились с новой мусульманской традицией, булгарские цари, преемники Алмуша, стали вести свою родословную от Александра Македонского, который якобы, когда возвращался из Страны мрака, пришел в страну булгар.
Живший в 13 веке мусульманский ученый Насираддин ат-Тучи писал, что «в городе Булгаре имеется их падишах, который является одним из потомков Зуль-Карнейна».
Таким образом, в Средние века земли обитания хантов и манси (это примерно территория современного Ханты-Мансийского автономного округа) называли Югра, или Страна Мрака. Считалось что дальше от них, на расстоянии месячного пути, живут люди из числа Яджудж и Маджудж.
А Зуль-Карнейн, который, согласно Священному Корану, огородил остальные народы от Яджуджа и Маджуджа, стал ассоциироваться с Александром Македонским. Позже булгарские цари, полагая, что он проходил в те земли через Булгар, связали с ним свою родословную.
Мухсин Нурулла