Фикх в эпоху Посланника Аллаха (ﷺ)
В лексическом значении термин «фикх», обозначает глубокое понимание целей, которые преследуются теми или иными словами и действиями, полное понимание чего-либо.
В отличие от слов «ильм» и «фахм» означающих знание и понимание, слово «фикх» имеет особое значение.
Слово «фикх» упоминается в Коране примерно в двадцати местах, в форме глагола, означая полное понимание и осознание чего-либо, постижение сути чего-либо и размышление.
В одном из аятов слово фикх используется как «фикх фид-дин/понимание религии»:
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться?».
Значение «глубокое понимание религии» имеет особый смысл. Несомненно, что те, кто обладает глубоким пониманием, гораздо лучше знают установления религии, ее цели, тонкости религиозных предписаний, их пользу и мудрость, а также основы, на которых зиждутся религиозные предписания.
Так же мы видим, что в хадисах слово «фикх» и «фикх фид-дин», используются в еще более узком смысле, обозначая глубокое понимания в вопросах касающихся именно Ислама.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Того, кому Аллах Всевышний пожелал блага, Он сделает факихом (понимающего тонкости религиозных предписаний) в религии».
Коран говорит о том, что те, кто, имея сердце, не понимают аятов Аллаха, те являются обитателями Ада. Это качество присуще неверующим. «У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат».
В другом аяте, обращаясь к неверующим и лицемерам, говорится: «Что же произошло с этими людьми, что они не пытаются понять то, что им говорят».
Так же в Коране говорится о том, что люди не способны понять (фикх) прославлений Аллаха, совершаемых небесами и землей.
В других аятах слово фикх, используется в близких к этим значениях.
В словаре слово фикх имеет следующие значения: знать, понимать или обладать тонким пониманием. Мухаммад Абу Захра, дал слову «фикх» такое определение: «Фикх – это глубокое понимание целей, которые преследуются теми или иными словами и действиями».
В терминологии Ислама, термин «фикх» означает «знание установлений шариата, касающихся практических действий, извлеченных муджтахидами из шариатских доказательств». Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) дал фикху следующее определение: «Фикх – это знание человеком предписаний, которые направлены как в его пользу, так и против него. Знание нужно для того, чтобы воплощать его на практике. Действие в соответствии со знанием, подразумевает освобождение сердца от мирских забот, ради счастья в последней жизни».
Для лучшего понимания сути рассматриваемого вопроса необходимо вкратце взглянуть на историю фикха с самого начала и до наших дней.
1-й Период: эпоха посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
В то время весь фикх концентрировался вокруг откровений. Так источником установлений фикха являлось откровение - Коран – с точки зрения слов и смысла и Сунна – с точки зрения только смысла. Точно также и иджтихад посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сахабов (радыйаллаху анхум), одобренный вахий, нес в себе особенности «фикха откровений».
С одной стороны посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сам отвечал на вопросы своих сподвижников, имевшие отношение к фикху, а с другой стороны, подготовил часть своих сподвижников до уровня, когда они сами были способны отвечать на многие вопросы. Этот процесс обучения и подготовки проходил в первом Исламском медресе, располагавшемся в пристройке к мечети Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), и называвшемся «Суфа». Те сподвижники, которые обладали глубоким пониманием фикха, достигли уровня, позволявшего им выносить фетвы. Некоторые из сахабов начали давать фетвы еще при жизни посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Среди них были: Абу Бакр, Умар, Осман, Али, Муаз ибн Джабаль и Убай ибн Кааб (радыйаллаху анхум).
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) отправлял этих сподвижников – муджтахидов, в различные уголки Исламского государства, с целью обучения живущих там людей, основам религии. Люди следовали фетвам, которые выносили эти сахабы в вопросах поклонения, взаимоотношений и в вопросах «халяль-харам», и поступали в соответствии с ними. В книгах по истории фикха, рассказывается о том, что если сахабы-муджтахиды сталкивались с какой-либо проблемой, решение которой они не находили в Коране и сунне, то в этом случае по совету посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), они прибегали к иджтихаду и на основании своего иджтихада выносили фетву. А люди следовали этим фетвам. Так, например, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) отправляя Муаза ибн Джабаля в Йемен, спросил его о том, как он будет выносить решения по тем или иным вопросам. Муаз ответил, что на основании Корана, если не найдет в Коране ответа, то на основании сунны, если не найдет ответа и в сунне, то на основании собственного иджтихада. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) похвалил Муаза за такой ответ.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.