"Дитя ислама". Часть 2
В первом коллективном номере, кроме материалов религиозного характера, была помещена статья Г.Габитова «Таткино», в которой автор с энтузиазмом воспринимает создание этой новой организации, но в то же время с сожалением говорит о том, что даже титры фильма идут на русском языке. Здесь же была информация о подписке на журнал «Ислам» и начале выпуска крымским духовенством журнала «Асры мусульманлык».
В следующем номере Г.Габитов опубликовал свою статью «Начало вероучения», в которой он призывал молодежь изучать религию ислам и следовать её канонам. Начавшееся обучение детей в мечетях побудило Гумера написать для следующего номера заметку под названием «Большая радость». Здесь же было помещено его стихотворение «На жизненном пути», где он призывает татарский народ «пробудится, задуматься и начать работу».
Сам же он высказывал мысль о готовности пойти на жертвы ради интересов нации. В тринадцатом номере журнала, вышедшем в феврале 1926 года, Исхак Закиров с удовлетворением писал об открытии в Перми мусульманского театра, сборы от которого шли на содержание мечети, о разрешении женщинам посещать мечети в Перми и в Москве.
В связи с установлением полумесяца на вновь построенной мечети в городе Казани, Исхак поместил в октябрьском номере журнала статью с описанием торжеств по этому случаю и призывом оказывать материальную поддержку новой мечети. В декабрьском номере была помещена заметка о поездке мусульман Казани на исламский конгресс в Мекку. Молодые авторы следили за процессами, происходящими в татарском обществе в связи с начавшейся компанией по смене арабскского алфавита на латинский.
В одном из номеров Габитов опубликовал статью об итогах бакинского тюркологического съезда. Он поддержал делегацию татарских учёных, выступивших против яналифа. Среди важнейших моментов, говорящих против введения нового алфавита, Габитов назвал забвение тюркско-татарской литературы, написанной на основе арабской графики. Автор критически оценивал действия Фатыха Сайфи, выступавшего за скорейшее введение нового алфавита, и поддерживал позицию Галимджана Ибрагимова и Гибада Алпарова. Несмотря на то, что Г.Ибрагимов был атеистом, молодые авторы признавали его неоценимые заслуги перед татарской культурой. Это было характерным для всех публикаций, когда авторы оценивали ту или иную личность не по его убеждениям, а по его вкладу в национальную культуру и по его моральным качествам.
(продолжение следует)
Ровель Кашапов