• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Декабрь 1931 года. Всемирный мусульманский конгресс и его цели

Время чтения: 4 мин
3403

 

Вопросы сплочения уммы, объединения усилий всего мусульманского мира вокруг высоких идеалов религии Аллаха - Ислама были и остаются актуальными. 

Более восемьдесяти лет назад в Куддесе (Иерусалиме) состоялся Всемирный мусульманский курултай (конгресс). На нем был избран Центральный исполнительный комитет во главе с муфтием Палестины Эмином хаджи Хусейни, были приняты основополагающие документы, послужившие началом создания международных мусульманских организаций. Среди участников этой исторической конференции был и Гаяз Исхаки - классик татарской литературы, крупный публицист и общественный деятель, который, кстати, был избран в состав ЦИК. Представляет интерес как шла подготовка к конференции, как она воспринималась мировым сообществом, а также весь ее ход. Г.Исхаки рассказал о своих впечатлениях на страницах журнала «Яна милли юл» в статье «Исламская конференция», которая была опубликована в первом номере издания за 1932 год.

Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение этой статьи.

И все же я обратился за советами к своим друзьям и товарищам. В их ответах ощущалась необходимость моей поездки на конференцию, и если представится возможность, рассказать о том, какие испытания приходится преодолевать правоверным в условиях большевистской диктатуры. Однако изо дня в день в европейской печати появлялись все новые и новые тревожные сообщения, в которых утверждалось, что предстоящая конференция представляет серьезную угрозу для государственного строя и революционных преобразований, происходящих сегодня в Турции. Именно поэтому наш комитет Идель-Урал, являющийся национальной организацией тюрко-татар, а также неразрывной частью всего тюркского мира, естественно, не мог присоединиться к враждебным действиям по отношению к Турции. Мы не могли позволить себе выступать в роли врага хоть какой-то части тюркского мира, это бы противоречило нашим национальным идеям, и устремлениям всех народов региона Идель-Урал, объединенных под нашими независимыми знаменами. Более того это противоречило бы моим личным убеждениям, которые сложились за те четверть века, отданные мной ради объединения всех  тюркских народов. Для того, чтобы развеять наши сомнения мы стали собирать сведения из различных официальных источников. Мы обратились в управление по организации конференции и запросили ее программу. Информация, полученная из разных источников, а также программа конференции, помогли нам убедиться в том, что все наши опасения были напрасны. Мы наглядно поверили, что цель предстоящего мероприятия не предполагает каким-то образом внести  разногласия и сумятицу среди мусульман.

Вполне очевидно мы решили принять участие в работе курултая. Завязалась оживленная переписка с рядом организаций, идейные взгляды которых совпадали с нашими. Однако в связи с отдаленностью российских регионов и нашей ограниченностью в средствах и во времени нам не удалось собрать представителей. В итоге в работе конференции приняли мы с Сагидом Шамиль беком, представлявшим регион Северного Кавказа. Кроме того в работе форума участвовал в качестве делегата от мусульман Кашгара господин Муса Джаруллах Бигиев, который имел четкое представление о бедственном положении российских мусульман, и мог объяснить их чаяния и тем самым  разделял всю ответственность, выпавшую на нашу долю. Естественно, эти три человека не были в состоянии выразить всю серьезность создавшейся ситуации в отношении российских мусульман. И все же мы приложили все силы для того, чтобы полнее реализовать наши задачи. Во ходе конференции мы убедились, что слухи, распространяемые накануне форума в европейской печати и некоторых мусульманских СМИ, были сильно преувеличены. Нам стало ясно, что курултай имеет главную цель: собрать и сплотить воедино разрозненные мусульманские организации всего мира, ознакомить их представителей друг с другом, выработать меры по сохранению главных святынь мира Ислама (в частности, Хараме Шариф – святую мечеть рядом с Каабой; Мечеть Акса – святая мечеть в Иерусалиме; Пырак Шариф - святой мифический райский скакун). Мы стали свидетелями того, как собравшиеся на конференцию правоверные ни в коем случае не собираются вмешиваться во внутренние дела каких-либо государств.

Курултай приступил к реализации задач, указанных в своей программе и иншАллах, он успешно завершит свою работу, вполне очевидно и то, что мы сможем выполнить хотя бы часть задач, возложенных на нас. Мы надеялись донести до своих единоверцев в каком бедственном положении находятся наши соплеменники в условиях большевистского террора и наступления на духовные ценности Ислама. Нам очевидно, что идеология большевизма потерпела крах на Западе и сегодня она ставит задачу одержать верх на Востоке, используя Ислам в качестве инструмента для достижения этой цели.

Мы предполагали, что некоторые наши единоверцы, сбитые с толку, будут оппонировать нам. Однако мы стали свидетелями того, как большая часть делегатов, искренне преданных высоким идеалам нашей веры, выступили в нашу поддержку. Во время намаза в святой Мечети Акса в ночь Миграджа я предложил прочитать суру «Фатиха» в память российских мусульман, погибших мученической смертью от рук большевиков во время религиозного террора и десять тысяч наших единоверцев со слезами на глазах повторяли слова суры из Священного Корана, а затем в едином порыве со словами такбира «Аллахумма ансар мин насыритдин» проводили меня, одного из сыновей мусульман России. Это еще раз убедило в том, что наши надежды будут реализованы и мы справимся с нашими национально-религиозными задачами.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle