Что послужило причиной к отстранению Марджани от работы в учительской школе?
Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).
В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.
Шигабутдин хазрат будучи человеком целеустремленным и независимым, оставался непреклонным в своих предпочтениях. Его не смущали шумиха и недопонимание окружающих, и он не обращал на это внимания. Стоило ученому обрести уверенность в том, что он близок к истине, его уже ничто не могло остановить в продвижении вперед - ни нападки, ни дрязги, ни словесные перепалки. Своим единомышленникам и друзьям он порой говорил: «Народ не в полной мере осознает суть дела. Бытует мнение, что будто бы обучение русскому языку нанесет вред и уроки будут продолжаться до тех пор, пока этим делом будет заниматься Марджани и стоит вашему покорному слуге бросить преподавание, все прекратится. Однако дело обстоит совсем не так. Я вот подумываю о том, чтобы подобрать достойного преемника – хорошо образованного человека, а самому заняться более важными вещами».
Марджани было не впервой сталкиваться с трудностями, а потому он готов был с достоинством преодолевать их, но позднее возникли некоторые противоречия с инспектором и некоторыми преподавателями учебного заведения и он был вынужден оставить работу в школе. Главная причина этого решения заключалась в следующем: богослов считал, что дальнейшее развитие и прогресс татарского народа, сохранение его конфессиональной и национальной идентичности напрямую связаны с увеличением числа людей, получивших достойное религиозное и светское образование, хорошо владеющих русским языком. Именно они, по мнению богослова, должны были в качестве имамов и педагогов служить народу, сеять доброе и вечное. Этой же точки зрения придерживался и Радлов. Василий Васильевич часто подчеркивал: «Самый верный и прямой путь к прогрессу для татар – приумножение числа служителей культа хорошо владеющих русским языком» (эти слова нам передал учитель богословия школы Фасихутдин эфенди). Следуя своей идеи, Марджани старался принимать в школу только тех молодых людей, которые освоили синтаксис и морфологию арабского языка, а также Ислам. Богослов был убежден, что человек, не сведущий в основах мусульманского образования, не имеющий представления о канонах Шариата, постигая науки на русском, будет совершенно лишен интереса к национальному письму, к своему родному языку, к обычаям и традициям предков.
Марджани всячески избегал приема в учительскую школу таких учащихся. Потому что не ожидал ничего доброго от тех, кто не воспринял ничего от своей религии, родного языка и письма. По свидетельству учеников великого просветителя, он часто любил повторять: «Религия Ислам ничего не имеет против изучения иностранных языков и вообще повышения образования, более того наша религия призывает просвещаться. Однако прежде необходимо хорошо уяснить основы Ислама, укрепить веру в себе. Учеба на русском возможна только после того, как укрепишься в Исламе. Недопустимо не зная канонов Шариата и мусульманской веры браться за изучение русского языка и светских дисциплин на нем» (эта мысль часто проскальзывала в беседах с его шакирдами).
В течении нескольких лет в учебное заведение, следуя установке Марджани, не принимались учащиеся плохо знающие мусульманские дисциплины. А богослову была предоставлена полная свобода в выборе предметов и учебников в отведенное ему учебное время. Однако по прошествии некоторого времени эти жесткие требования постепенно сошли на нет и в школу стали принимать людей, которые не имели представления о татарском национальном письме, не умели читать по-татарски и не обладали основами знаний по Исламу. Высказывания по этому поводу Марджани не нашли отклика у большинства членов педагогического коллектива. Позднеев знак протеста с создавшимися условиями Марджани, продолжал уделять важное значение преподаванию предметов на основе арабского языка, не обращая внимания на тех учащихся, которые не имели базовых знаний. Они продолжали посещать его уроки лишь следуя за своими сведущими одноклассниками. Однако это обстоятельство тревожило инспектора и некоторую часть педагогического коллектива.
Ставя в вину эту причину, а также преклонный возраст богослова они добились его отстранения от работы. Таким образом, после девяти лет безукоризненных и неустанных трудов Марджани весной 1884 года пришлось распрощаться с учительской школой. На свое место он предложил достойную кандидатуру, своего шакирда –Бурханутдина меллу Шабкави имама села Казаклар. К сожалению, последний так и не смог устроиться в школу учителем. А на место богослова взяли человека, который имел отношение к инспектору, его звали Таип эфенди Яхин, и он не смел прекословить своему начальнику.
С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today