Чингисхан и мусульманский мир: компромисс ради духовного развития
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
В 1206 году Тимучин собрал воедино на курултай вождей и уважаемых людей 46 тюрко-монгольских племен. Съезд состоялся в летней резиденции правителя, что находилась у истоков реки Онон. Во время этого съезда в торжественной обстановке он был провозглашен каганом. По древнему тюркскому обычаю, при избрании кагана, его усадили на ковер из войлока и в лучах солнца девятикратно совершили обход коленопреклоненных рядов участников торжества. На этом курултае он взял себе имя «Чингис», что означало «человек с железной хваткой», «сильный». Обращаясь к тем, кто с юных лет поддерживал его, служил ему верой и правдой, ко всем своим близким и друзьям, Чингисхан заявил:
- Обращаюсь к моему войску, которое подобно камням с высокой скалы, лавиной скатывается на моих врагов! Вы словно драгоценные камни, украшающие мою шапку, подобно жемчужинам, которые нанизаны на единую нить. Вы – друзья моей молодости, мои боевые товарищи! Вы словно молодая поросль камыша, которая многочисленными и красивыми и ровными рядами выстроились вокруг меня! О, мой народ, мое племя, внемлите мне! Все вы, несмотря на беды и те испытания, которые обрушились на мою голову, не отворотились от меня и противостояли в битве с нашими врагами. Вы хладнокровно воспринимали как свое все мои горести и несчастья, мои радости и успех. Вы воплотили в жизнь мою мечты и все мои замыслы. Подобно горному хрусталю все вы чисты в своих помыслах и на деле проявили себя как верные товарищи и я желаю, чтобы этот народ был хозяином всех сущих людей на земле!
После того, как Чингиса произвели в каганы, он со своим войском пошел в поход на тангутов и покорил это племя. К тому времени подошел черед уйгуров и карлуков, которые обитали в Средней Азии. Хан уйгуров Баурчак и хан карлуков Арслан по своей воле перешли под начало Чингисхана. После чего Чингис во главе своего войска вместе с четырьмя сыновьями Джучи, Угедеем, Чагадаем, Тулуем и высшими нойонами (визирями и полководцами) отправился в поход на Пекин завоевывать Китай. Подвигло его на это то обстоятельство, что китайский император по своему неведению о том, какую мощь представляют владения Чингисхана, направил своего посла, заставить его платить дань. В ответ на это вероломство Чингис объявил войну, которая продолжалась несколько лет и завершилась полным завоеванием северной части Китая и Пекина. Однако Чингис не удовлетворился этим и полностью покорил Корейский полуостров и Манчжурию. В 1217 году он вернулся к себе в родные края в Монголию и вновь организовал поход на запад против каракитаев и покорил их. После чего владения Чингисхана простирались от берегов так называемого Большого Океана (Тихого океана) до крепостных стен Хивинского ханства и Ташкента. Именно с того времени земли Чингисхана стали граничить с государствами, которые принадлежали народам, в том числе и персам, исповедующим Ислам. Данное государство называлось страной Хорезмшахов.
Завоевания Чингиса в западных пределах. Поначалу правитель подчинил себе только северную часть Китая, а другие земли этой страны находились под влиянием Великого императора Китая. В тот период все земли, находящиеся к западу от Китая находились под властью мусульман. Мусульманские халифы и император Китая в ту эпоху считались самыми главными правителями мира. Покорив Монголию, Манчжурию, северные земли Китая, юг Сибири, Туркестан, а также объединив под своим началом монголов, манчжуров и всех тюрок Чингис претендовал на звание третьего правителя. Исламский мир в ту пору в части культуры и просвещения считался непревзойденным, а перед завоеваниями Чингиса эти страны в политическом отношении пришли в упадок. Наместники халифа на местах не придавали значения указаниям халифа и считали себя вправе руководить своими вилайетами подобно самостоятельным падишахам. После завоевания Чингисом тукуз-огузов и уйгуров империя его вплотную приблизилась к мусульманским владениям. Завоеватель осознавал, что положение сопредельных мусульманских стран весьма непрочно. Однако он не стал пользоваться этим моментом для овладения этими землями, и стремился наладить с ними торгово-экономические отношения, перенять Исламскую культуру и науку, а также неприходящие духовные ценности. Именно с того времени между центром империи Чингиса, какой являлась Монголия и исламскими странами начался устойчивый обмен в области торговли и стали ходить многочисленные караваны.
Islam-Today