• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чёрный день ислама – день, изменивший Саудовскую Аравию

Время чтения: 5 мин
5190

Захваченные во время штурма террористы. (Источник фото: www.arabnews.com)

Захваченные во время штурма террористы. (Источник фото: www.arabnews.com)

Представьте себе, что сейчас за окном не 2020 год, мир ещё не знает о коронавирусе и не общается в режиме онлайн. Вот-вот наступил 1400 год по Хидже (или 20 сентября 1979 года). Десятки тысяч верующих собрались в Запретной мечети в Мекке, чтобы встретить рассвет нового века бок о бок, в самом священном месте ислама.

Однако спустя всего несколько мгновений, после завершения Фаджра, радость сменилась ужасом, едва во дворе мечети прозвучали первые выстрелы. Запретная мечеть, самое святое место ислама, была захвачена группой из 260 вооружённых до зубов фанатиков. Этот день стал началом кровавой осады, которая продлится две недели и, как это произошло после Иранской революции, приведёт к таким жестоким и необратимым последствиям, от которых саудовское общество оправляется до сих пор.

Осада Мекки, имевшая место быть в 1979 году, по сей день окутана тайной и, как правило, редко обсуждается в обществе. Однако это поистине кровавое событие оказало сильно влияние на жизнь Королевства Саудовская Аравия, жители которой заплатили слишком высокую цену.

Дым, поднимающийся над мечетью во время штурма галереи Марва-Сафа

Дым, поднимающийся над мечетью во время штурма галереи Марва-Сафа

Ключевые события

20 ноября 1979. Группа экстремистов во главе с Джухайманом Аль-Отайби, бывшим капралом Национальной гвардии Саудовской Аравии, захватывает Запретную мечеть в Мекке.

23 ноября. Впервые за много веков в Запретной мечети не читается пятничная проповедь. Улемы издают фетву, санкционирующую применение силы против боевиков, пришедших войной на священную исламскую землю, если они не сдадутся и не сложат оружие.

24 ноября. После нескольких часов непрекращающихся кровопролитных боёв войска отбивают галерею Сафа-Марва, загоняя Аль-Отайби и уцелевших повстанцев в лабиринт взаимосвязанных комнат под мечетью.

3 декабря. В начале финального штурма в подвальный лабиринт через отверстия, просверленные в полу двора, сбрасывают газовые бомбы. Впереди – 18 часов ожесточённых боёв, прежде чем последняя крепость будет прорвана.

5 декабря. Король Халид обращается к народу, благодарит Всевышнего Аллаха за поддержку в подавлении «мятежного акта святотатства».

7 декабря. Призыв к полуденной молитве впервые за три недели приводит в мечеть тысячи верующих.

9 января 1980. Министерство внутренних дел сообщает, что 63 захваченных экстремистов были казнены в восьми разных городах. Аль-Отайби входит в число 15, казнённых в Мекке.

Джухайман аль-Отайби

Джухайман аль-Отайби

Едва ли верующие, совершавшие утренний намаз в Запретной мечети в тот день, знали, чем закончится их утро. Они были потрясены, услышав выстрелы, а затем требование присягнуть на верность так называемому Махди.

В течение многих лет было крайне мало достоверной информации, рассказывавшей о захвате мекканской мечети. Лишь интервью с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом на канале CBS «60 минут» смогло пролить немного света на это историческое событие. В обстоятельной беседе с Норой О'Доннелл наследный принц объяснил, как два события 1979 года – Иранская революция и осада Запретной мечети – встали на пути прогресса и модернизации Королевства.

«После 1979 года, этих кровавых событий, наша жизнь изменилась. Каждый пострадал, особенно моё поколение, - отметил наследный принц. - Мы жили очень нормальной жизнью, как и все остальные страны Персидского залива. Женщины водили машины, в Саудовской Аравии были кинотеатры. Но всё изменилось…».

Как теперь известно из достоверных источников, Аль-Отайби был в числе 260 вооружённых до зубов экстремистов, захвативших главную святыню мусульманского мира и осаждавших саудовские войска в течение более двух недель. Хорошо обученные и безжалостные экстремисты начали осаду, заблокировав ворота мечети, заперев в ней тем самым около 100 000 верующих более чем на четыре часа.

По радиовещательной системе, которая ранее использовалась лишь для азана и чтения намаза, было сообщено, что так называемый Махди, шурин Аль-Отайби Мухаммед аль-Кахтани, пришёл на эти земли, чтобы избавить мир от зла и вернуть ислам на его истинный путь. Королевство, процветающее и развивающееся, идущее по современному пути, считалось ими злом, которое необходимо искоренить.

Так началась одна из самых кровопролитных битв, которые святая мечеть Мекки видела за последние столетия. В невероятные события, которые развернулись в прошлом веке, до сих пор трудно поверить.

В течение первых нескольких дней саудовские войска ворвались в мечеть, и завязался бой. События напоминали сцену из американского боевика, где саудовские войска оттесняют экстремистов назад. Вот только то, что происходило, было не на экране, а в самой жизни, в Мекке… Столкнувшись с сопротивлением королевских войск, Аль-Отайби и его последователи забаррикадировались в подвале, что усложнило работу саудовских силовиков.

В ходе боя аль-Кахтани был убит вместе с более чем 100 экстремистами. На заключительном этапе противостояния саудовские войска запустили внутрь газ, что позволило им захватить Аль-Отайби и его оставшихся последователей, включая женщин и детей.

Изображение: книга «Осада Мекки» — Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение Аль-Каиды

Изображение: книга «Осада Мекки» — Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение Аль-Каиды

Когда осада, наконец, подошла к концу, стены мечети были изрешечены пулями, а на полу в неестественных позах без движений лежали 25 верующих… Более 450 солдат были ранены, а 127 погибли. В группе Аль-Отайби 117 человек были убиты и сотни арестованы, а 63 позже казнены. В январе 1980 года Аль-Отайби был казнён вместе с 14 его последователями в Мекке.

В одной из арабских газет от 5 декабря 1979 года можно найти интересный репортаж под заголовком «Уроки Мекки». Автор говорит: «Можно с уверенностью сказать, что тот факт, что они выбрали Священную Каабу для своего нападения, является главным доказательством ложной природы их призыва. Мы можем только описать их как банду религиозных фанатиков с промытыми мозгами, обученных верить в отклонение саудовского общества от ислама».

Последствия этой бойни оказались крайне тяжёлыми. Осада Мекки изменила психику саудовского общества: были увеличены отряды религиозной полиции, а последовательная модернизация Королевства была остановлена, резко изменились школьные программы, повседневная деятельность и социальные нормы.

Хотя Саудовская Аравия — религиозно консервативная страна, но всё же её отличает миролюбие, ведь тогда, в 1979 году был отвергнут яростный призыв Аль-Отайби к «возвращению к истинной религии ислама».

Ильмира Гафиятуллина

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle