Арабо-мусульманская архитектура. Арки - обязательный элемент исламской архитектуры
Арабо-мусульманская архитектура. Арки – неотъемлемая часть мусульманской архитектуры, поскольку они соединяют большие пространства и в то же время несут на себе основной груз зданий. Будучи прочными и гибкими, они постепенно становились все больше и шире, и сегодня они являются элементами различных строений от торговых центров до мостов. Они настолько распространены в наше время, что легко позабыть, какими передовыми строениями они были для своего времени тысячу лет назад. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию". Мусульманская исламская архитектура.
В простейшей арке давление распространяется от веса кладки на её вершине, а сбоку от кумулятивных действий клинчатого камня или сводового кирпича. Это обеспечивает «эластичность» арки, которую можно сравнить с подвешенной грузовой цепью; «арка стоит, как грузовая цепь висит». Немой динамизм арки был известен в мусульманском мире в пословице «арки никогда не спят».
Мусульмане были мастерами в строительстве арок: они любили их так же, как пальмы, воссоздавая изгибы изящных ветвей этих деревьев в своих конструкциях. Сферическая природа Вселенной тоже была источником вдохновения развития арочного конструирования.
Знание геометрии и законов статики позволили архитекторам разработать различные виды арок. То, что сделали мусульмане, структурно является снижением давления арки до нескольких точек, сверху и с боков. Затем их легко можно было укрепить, оставляя другие части свободными от поддержки. Таким образом, появилась возможность строить более легкие стены и своды зданий, что означало экономию материалов.
Египтяне и греки использовали перемычки, а как римляне, и позже византийцы, строили полукруглые арки. Римляне использовали нечетное число кирпичей для арки с замковым камнем, расположенным наверху. Эта форма была проста для строительства, но не очень прочна. Стороны этого строения были выпуклыми к внешней стороне, то есть они должны были поддерживаться кладками, подталкивающими их обратно.
Все эти предшественники арки были унаследованы мусульманами, у которых были грандиозные планы по строительству мечетей и дворцов. Поэтому им были необходимы красивые прочные конструкции, соединяющие большие расстояния. Таким образом, были разработаны новые формы арок, необходимые для развития архитектуры: подковообразная, многолопастная, стрельчатая и килевидная.
Исламская архитектура. Подковообразная арка
Предшественницей подковообразной арки была полукруглая арка, но она была более продолговатой. Эта конструкция была не достаточно крепкой, но выглядела внушительно: арка из соборной мечети Омайадов в Дамаске (706-715 годы н.э.) была первой аркой, адаптированной мусульманскими архитекторами. В Исламе, подкова является символом святости, а не удачи, как в других культурах. Подковообразная арка выглядит структурно выше, чем классическая полукруглая.
Впервые она появилась в Европе при строительстве соборной мечети Кордовы, работа, над возведением которой началась в 756 году и продолжалась сорок лет. Идея строительства такой арки отправилась на север с мосарабами (христиане-испанцы из Андалусии). Среди них были художники, ученые, строители и архитекторы, которые перемещались между южной и северной частями христианской Испании.
Конструкции этих арок могут быть найдены в иллюстрированных рукописях, планах архитектуры, созданных мосарабами. Один из таких трудов называется «Beatus of Lebana», его автор, Магинс, работал в монастыре Сан-Мигель-де-Эскалада, недалеко от Леона. Это было большое религиозное здание в мавританском стиле с подковообразными арками, построенное монахами, прибывшими из Кордовы в 913 году н.э.
Подковообразная арка известна в Великобритании как мавританская арка. Она была популярной в викторианские времена, и использовалась при строительстве больших зданий, таких как входы железнодорожной станции в Ливерпуле и Манчестере. Они были спроектированы Джоном Фостером в 1830 году, арки этих двух зданий похожи на Ворота Каира. Сегодня вы можете увидеть подковообразную арку на парадных воротах синагоги Читхам Хилл в Манчестере (1870).
Мусульманкая архитектура. Арочная система
Мусульмане были настолько уверены в своем мастерстве строительства арок, что они провели несколько впечатляющих экспериментов с формами и методами строительства. Результатом одного из них было появление арочной системы, которая обеспечивала дополнительное структурное преимущество: арки могли быть больше и выше, а также давали возможность добавить вторую аркаду в верхней части над первой, на более низком уровне. Лучшим изображением этого архитектурного новаторства является Соборная кордовская мечеть.
Исламская архитектура. Стрельчатая арка
Главное преимущество стрельчатой арки в том, что она сосредотачивает давление свода в узкой вертикальной области, которое могло бы быть поддержано арочным контрфорсом, представляющим собой главную особенность европейской готической архитектуры. Это означало, что архитекторы могли облегчить стены и контрфорсы для поддержания полукруглых арок, которые ранее были более массивными. Среди других преимуществ - уменьшение бокового давления на фундамент и возможность использовать шелыги арок сводов для любого плана этажа здания.
Многие считают, что стрельчатая арка, как основной элемент готического стиля в архитектуре, была изобретением европейцев, пытавшихся преодолеть проблемы в романских сводах. Однако, проект этой арки был привезён в Европу амальфитанскими купцами из Каира через Сицилию. Они торговали с Египтом в 1000 году, и именно здесь находилась красивая мечеть Ибн-Тулун (Каир) с массивными стрельчатыми арками. В Европе этот элемент был впервые использован в крытом входе аббатства Монтекассино (1071 год), которое щедро финансировалось теми же купцами.
В конце 11 века Монтекассино стало местом уединения тунисских христианских ученых, таких как Константин Африканский, о котором мы уже упоминали. Врач, переводчик и выдающийся ученый в области математики, науки и теологии, он также обладал богатыми познаниями в области мусульманских строительных техник династии Фатимидов в Северной Африке. Константин, несомненно, был одним из тех, чьё мнение повлияло на ход строительного процесса в Монтекассино.
Стрельчатая арка достигла севера тогда, когда Святой Хью, аббат монастыря Клюни на юге Франции, посетил Монтекассино в 1083 году. После пятилетней работы над третьей церковью Клюни, в ней насчитывалось 150 стрельчатых арок в проходах. Они были разрушены в 1810 году. Но путешествие арки на этом не закончилось, следующим человеком, звеном цепи архитектурного путешествия, стал настоятель Сугерий, который посещал Клюни в 1135 и 1144 годах. Он и его инженеры построили храм Сен-Дени – первое готическое здание.
Заимствование стрельчатых арок и других мусульманских мотивов двумя самыми влиятельными церквями Европы, Клюни и Монтекассино, благоприятствовало распространению этих элементов по остальной христианской Европе. Как и любая новая мода, веяние быстро распространилось на большей территории Франции, особенно на юге, а затем в Германии в середине 12 века, и в конечном счете в остальных уголках Европы. В Британии было много зданий со стрельчатыми арками: почти все из них являлись культовыми сооружениями.
Мусульманкая архитектура. Многолопастная арка
Именно в Самарре (Ирак) впервые была создана многолопастная арка еще до ее перехода в остальные мусульманские страны, включая Испанию и Сицилию, а затем в Европу. Впервые они появились на окнах мечети аль-Мутаваккиль, построенной в 848 и 849 годах в Самарре. Эти окна украшали ограду и были соединены пятилопастными декоративными формами арок.
Попав в Северную Африку и Андалусию, многолопастная арка стала очень популярной: ею украшали большинство мавританских зданий, в том числе и Кордовскую мечеть. С 10 века полюбившийся европейцам архитектурный элемент начал использоваться ими в оформлении своих зданий, в проектах и произведениях искусства. Наиболее популярной была арка в форме трилистника, которая использовалась для выражения концепции Троицы в христианстве. Мастеров Европы вдохновляли арки, наподобие тех, что находятся в мечети Кордовы.
Исламская арабская архитектура. Килевидная арка
После того, как полукруглые арки появились в Европе, одной из наиболее важных стала килевидная, известная в Европе как готическая. Эта элегантная конструкция представляла собой стилизованное развитие стрельчатой готической арки. Закругление арки строилось в виде формы двух "S". Она использовалась в основном для украшения зданий, и иногда оформлялась каменным узлом в верхней части. Арки, разработанные в мусульманской Индии, попали в Европу в 14 веке, став особенно популярными в поздней готической архитектуре (16 век) Венеции, Англии и Франции.
В Англии вы можете встретить эти арки повсюду. Многие церкви и соборы были декорированы ими, а также они использовались в форме архитектурных обломов. Они применяются в качестве элементов декоративных решёток, парадных входов, и в других конструкциях позднего готического стиля.
Специально для Islam-Today.ru
Мусульманская исламская архитектура