Аль-Газали – между земным и вечным
Этот человек известен всему миру под разными именами. Самым известным и, возможно, самым глубоким и точным является «Худжат аль-Ислам» – «доказательство ислама». Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали, о котором и пойдёт речь дальше, покинул бренный мир в возрасте 53 лет. По праву стоит отметить, что он был и остаётся самым выдающимся мусульманским философом, теологом, юристом и мистиком суннитского ислама, который когда-либо жил.
Он жил тысячу лет назад в городе Тус во времена существования великой империи сельджуков и провёл большую часть своей жизни, обучая и возрождая то, что он считал «потерянным» исламом. На пике своей карьеры, если можно так выразиться, Аль-Газали занимал самую престижную и самую сложную профессорскую должность в медресе Низамия в Багдаде. Проще говоря, ни один другой мусульманин в его время не обладал такой властью, как он, когда дело касалось вопросов ислама.
На пике своей карьеры он пережил духовный кризис, который привёл его к десятилетнему перерыву в науке, во время которого он путешествовал по всему мусульманскому миру. Он совершил хадж, а затем потратил немало времени, чтобы поработать над своим собственным эго, которое, по его мнению, превратило его самого в лицемера.
Один из основных идеологов суфизма, а также популярный далеко за пределами своей Родины в качестве богослова и правоведа, имам Аль-Газали родился в городе Табаран в районе Тус, провинции Хорасан (что говорит о том, что имам происходил из персидского рода).
Ещё будучи юношей, он пережил утрату отца, которая породила нищету его семьи. Тогда Аль-Газали принимает решение вместе с братом поступить в медресе. Как потом отметит его первый биограф Абд аль-Гафир Аль-Фариси, Аль-Газали первые знания по фикху получил у местного преподавателя Ахмада Ар-Разакани.
Спустя какое-то время будущий ведущий богослов принимает решение переехать в Нишапур, где продолжает своё обучение уже у Абуль-Маали аль-Джувайни, известного как имам аль-Харамайн, великого правоведа и богослова, который носил звание «самого выдающегося мусульманского учёного своего времени».
После смерти своего учителя в 1085 году Аль-Газали покидает Нишапур и присоединяется ко двору сельджукского визиря Низама Аль-Мулька, где занимает пост руководителя медресе Низамия. Однако спустя 10 лет преподавания в учебном заведении, аккурат после того, как визирь был убит от рук исмаилитов, имам Аль-Газали чувствует, что его поглощает духовный кризис:
«Я вспомнил о своём намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почёта. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения», – пишет Аль-Газали в автобиографии.
Тогда он принимает судьбоносное решение – уехать из города, якобы совершить хадж. По факту Аль-Газали проживёт долгие 11 лет в полнейшем уединении, не оставив, естественно, свою семью без средств к существованию.
После некоторого времени, проведённого в Дамаске и Иерусалиме, посетив Медину и Мекку в 1096 году, имам возвращается в Тус, где продолжается его аскетизм, который воплощался в воздержании от преподавания в государственных учреждениях. Однако Аль-Газали продолжал издавать труды, принимать посетителей и преподавать в завии (частном медресе) и ханаке (суфийской обители, которая состояла из мечети и жилых помещений).
Визирь Фахр Аль-Мульк, сын Низама Аль-Мулька, заставил Аль-Газали вернуться в Нишапур для преподавания в медресе Низамия. В 1110 году он снова бросил преподавание и вернулся в Тус, отклонив приглашение великого визиря Мухаммеда I поехать в Багдад.
Аль-Газали умер в декабре 1111 года в возрасте 53 лет. За свою жизнь он написал более 70 книг по фикху, исламскому богословию и суфизму. Похоронили его в Тусе. Только в 1995 году археологические раскопки позволили найти руины его гробницы – строение Харуние. Одни считают, что Харуние – это бывшая школа, другие придерживаются версии, что это здание могло быть отведено под монастырь. Некоторые же склоняются к мнению, что здесь раньше был храм эпохи Сасанидов, который позже преобразовали в мечеть.
Существует ещё одна точка зрения, согласно которой это место захоронения выдающегося мусульманского богослова имама Мухаммада Аль-Газали. Подтверждением этой версии служит небольшой мемориальный камень с надписью «имам Мухаммед Газали», который находится непосредственно во дворе Харуние.
Сам город Тус расположился в 30 км от города Мешхед, где находится храм имама Резы (восьмого шиитского имама) – потомка пророка Мухаммада (мир ему). Между прочим, недалеко от Мешхеда также нашли свой земной покой Фирдауси и Омар Хайям.
Если вы решите совершить поездку в город Тус, то будете печально удивлены тем, что он представляет собой сейчас. Гробница Фирдауси, которую можно найти здесь, величественна и явно был создана под впечатлением архитектуры гробницы Кира Великого. Когда-то давно Тус являлся значительной точкой в районе Большого Хорасана. Он расцветал одновременно с появлением и ростом авторитета поэтов, мистиков, эрудитов и учёных. Именно здесь заработали своё имя Джабир ибн Хайян, Асади Тусси, Низам аль-Мульк и, конечно же, сам Аль-Газали.
История сыграла свою роль в разрушении города, который оказался на пути вторжения монголов. Войска Чингисхана проходили через этот город и резали, обескровливали и сжигали цветы и людей, а затем выкапывали корни растений и давили их копытами своих лошадей. Гнев и грубая сила монголов были так велики, что они заставили бы камни кровоточить, если бы имели какие-либо признаки персидского, арабского или исламского влияния.
Такова была судьба Хорасана. Свет Востока был потушен с такой неимоверной силой, что потребовались столетия, чтобы восстановить его, хотя разрушенные города так и не смогли достичь своего прежнего величия. Свидетельством тому является не так давно найденное в Тусе медресе, которое каждым своим камнем напоминает об огненной бури, зажжённой 800 лет назад монголами. Теперь Тус – это печальное и мрачное место, жители которого обречены нести на протяжении всей своей земной жизни сладкую печаль в глазах.
«Вспомни своих современников, которые уже умерли и были твоего возраста. Вспомни почести и славу, которые они заслужили, высокие посты, которые они занимали, и прекрасные тела, которыми они обладали. Сегодня все они превратились в пыль. Они оставили после себя сирот и вдов, их богатство растрачивается впустую, а дома превращаются в руины. Сегодня от них не осталось и следа, и они лежат в тёмных норах под землей. Представьте себе их лица перед вашим мысленным взором и поразмышляйте» (Аль-Газали).
Ильмира Гафиятуллина