• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Юсуф Акчура: политика "тюркского единства" как шанс сохранить великий народ

Время чтения: 6 мин
6278

Зачастую татарские общественные деятели и богословы больше известны зарубежом, нежели на родной татарской земле. Такая же ситуация и с непревзойденным ученым, который внес особый вклад в становление и развитие татарской и турецкой наций. Будучи выходцем из известного татарского рода, предки которого переселились из Крыма в Казань, этот богослов немало уделял внимания тюркскому единству.

Сегодня речь пойдет о Юсуфе Акчуре. Согласно некоторым преданиям, один из предков Акчуры, князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.  Семейство Акчуриных владело множеством текстильных фабрик в Казани, Симбирске и других местах. Известно, что когда царь Николай I приехал в Казань, он остановился в доме Юнусовых.

Сам Юсуф Акчура родился в 1876 году, предположительно в городе Симбирске. Через 2 года неожиданно умирает его отец. А в 1882 году во время поездки в Казань сани, в которых ехала мать, опрокинулись, и она получила нервное потрясение. С тех пор она часто болела, дела по управлению фабриками ослабли, появились долги, кредиторы угрожали судом. Врачи советовали матери жить в теплом климате. Все это привело к тому, что сын с матерью в 1883 году уехали сначала в Ставрополь, а оттуда в Стамбул.

В Стамбуле Бибикамарбану выходит замуж за Осман-бея, выходца из дагестанских тюрок. Отчим относился к мальчику как к родному сыну. Он дал ему первоначальное воспитание. Устроил его сначала в среднюю школу, а потом и в военное училище. В 1883-86 годах мальчик учился в начальной школе, а с 1886 по 1892 год – в средней школе.

Большим событием в жизни Юсуфа в 1889-90 годах стало путешествие вместе с матерью на родину, в г. Симбирск, где они пробыли больше года. 14-летний Юсуф одну зиму провел в Казани, а летом и весной они с матерью съездили в Уфу, в деревню Девлекен на реке Деме, в г. Касимово, Нижний Новгород.

Во время своего длительного путешествия юноша вел дневник, в котором отражал свои наблюдения жизни разных тюркских народов. Эти впечатления, несомненно, расширили его представления о тюркском мире и его судьбе. Во время учебы в военном училище (1892-96) Юсуф еще несколько раз посещал родные края, где познакомился с Каюмом Насыри, Галимджаном Баруди, генералом Шамилем, сыном вождя горцев шейха Шамиля. В первую свою поездку в Казань Юсуф, кроме прогулок и посещения театра, брал уроки французского, османской истории и каллиграфии у Захида Шамиль-бея, внука знаменитого шейха Шамиля, и уроки русского языка. Во время своих путешествий Акчура часто останавливался в Крыму, в Бахчисарае у Исмаила Гаспринского, который был женат на одной из родственниц Юсуфа.

Своим интересом к тюркологии юноша был обязан своему дяде Ибрагим-бею, который знал несколько западных языков, староуйгурскую письменность, чагатайский язык, староосманский и современный турецкий языки. Юсуф свободно мог пользоваться его богатейшей библиотекой.

В 1899-1903 годах Ю. Акчура учится в свободной Школе политических наук и одновременно посещает лекции Высшей школы прикладных наук Сорбоннского университета.  Здесь же, в Париже он изучал политические науки, философию, социологию, историю и филологию. В Школе политических наук слушал лекции таких известных ученых, как А. Сорель, Э. Бутми, А. Лерой Болье, Т. Ф. Брентано, Рено, а в Школе прикладных наук Сорбоннского университета учился у Дюркгейма, Леви-Брюля, Тарда и других именитых профессоров.

Сорель, Рено и Бутми были сторонниками идеи «здорового» национализма, и они, можно сказать, сформировали соответствующее мировоззрение и твердые убеждения у своих учеников, в том числе и у Юсуфа Акчуры, и придали их мыслям четкую национальную направленность.

Наблюдения о жизни тюркских народов, полученные во время путешествий, участие Юсуфа в многочисленных дискуссиях в Школе политических наук помогли формированию четкой и ясной политической позиции. Все это в совокупности заставило будущего общественного деятеля задуматься о месте национализма и тюркизма в политической сфере.

В 1903 году Ю. Акчура заканчивает учебу и получает 3-ю премию выпускного курса. Его дипломная диссертация называлась "Исследование по истории государственных институтов Османской империи", где он дал краткие сведения о том, что государственные институты Османского государства базировались на исламском и тюркском праве, раскрывает главные особенности истории османских учреждений и предлагает свои рекомендации по улучшению и совершенствованию государственных институтов с целью предотвращения развала Османской империи. Причем саму проблему улучшения структуры государства автор предлагает рассматривать с нескольких позиций. С позиций интересов одного отдельно взятого народа империи, с позиций интересов различных народов, с позиций интересов султана и людей, стоящих у власти, с позиций интересов государства.

Никто до Акчуры не рассматривал эту проблему так многосторонне. Автор выражает несогласие с идеей младотурок о том, что можно создать единую османскую нацию. Он пишет, что после широкого распространения среди народов империи национальной идеи и возникновения вражды между ними, особенно между христианскими и мусульманскими народами, их невозможно объединить и создать из них единую нацию.

Говоря о парижском периоде жизни Ю. Акчуры, следует рассказать об одном важном событии. Дело в том, что в 1902 году в Париж из Казани приезжает Садри Максуди. Он поступает на юридический факультет Сорбоннского университета, знакомится с Юсуфом, и с тех пор они становятся друзьями и единомышленниками на всю жизнь.

Живя в Париже, Ю. Акчура переписывался с И. Гаспринским. И вот однажды он получил письмо, в котором его учитель (так Ю. Акчура называл И. Гаспринского) писал о том, что весной 1903 года исполнится 20 лет со дня выхода в свет первого номера газеты «Тарджеман». И два татарских студента, Юсуф и Садри, пишут 27-страничный текст о необходимости проведения торжественного юбилея газеты в Бахчисарае, затем распечатывают его в ста экземплярах и рассылают его ста самым видным и авторитетным деятелям и лидерам тюркских и мусульманских народов. После этого они сообщают о своем начинании И. Гаспринскому. 

Этот юбилей, действительно, оказался торжественным и многолюдным. Вот что писал С. Максуди о значении этого юбилея: «Это торжество стало, по сути, первым съездом российских тюрок. На этом собрании представители тюркской интеллигенции, прибывшие из разных регионов России, впервые говорили о национальных проблемах, общих для всех российских тюрок, о путях сохранения национальной культуры, а также о мерах, которые нужно предпринять против политики русификации, проводимой царскими властями. Это было большое событие в истории национального пробуждения российских тюрок».

После окончания учебы в Париже Ю. Акчура приезжает в Россию, и с 1904 года начинается его казанский период жизни, который длится вплоть до октября 1908 года. Одной из основных идей того периода становится политика «тюркского единства», в рамках которой автор говорит о пользе, назначении и целях этой политики: «Но основная большая польза политики тюркского единства заключается в том, чтобы она способствовала объединению тюрок, территория проживания которых охватывала большую часть Азии и Восточную Европу и у которых были одинаковые языки, одно происхождение, одни и те же обычаи, а у большинства из них и общая религия. Таким образом, эта политика служила бы процессу формирования большой политической нации, которая была бы способна сохранить себя среди других великих наций».

За время своего пребывания в Казани Юсуф Акчура примерил на себя роль преподавателя истории и географии в медресе «Мухаммадия», где по мере сил старался способствовать становлению реформаторского движения среди шакирдов. На базе прочитанных в этом медресе лекций он издал несколько книг. С осени 1905 года в Казани начинает выходить первая татарская газета «Казан мухбире» («Казанский вестник»), издателем которой был присяжный поверенный Саид-Гирей Алкин, а редактором Юсуф Акчура.

Говоря об обширной политической и богословской деятельности Юсуфа Акчуры нельзя не отметить, какую большую роль он сыграл в зарождении и организации татарского национального движения, в формировании Всероссийской мусульманской партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»), костяк которой составляла татарская буржуазия и интеллигенция.

В 1915-16 годах он в составе государственной делегации для выполнения правительственных поручений, связанных с защитой прав тюркских народов России, побывал в Австро-Венгрии, Германии и Швейцарии. Будучи в июле-августе 1916 года в швейцарском городе Цюрихе, Ю. Акчура встретился и в течение 4 часов беседовал с В. И. Лениным. На вопрос Ю. Акчуры о том, как большевики, в случае их прихода к власти, будут относиться к национальному вопросу, В. И. Ленин ответил: «Те права, которые вы требуете, вы получите с лихвой, если мы перейдем на принцип местного самоуправления».

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle