• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ученые сравнили религиозные чувства татар Башкирии и Татарстана

Время чтения: 4 мин
3706

В Казани представил результаты своего исследования на тему «Татары в Татарстане и Башкирии, сравнительный анализ религиозных и национальных чувств, 2005-2011» сотрудник Санкт-Петербургского филиала высшей школы экономики Понарин Эдуард.

Немало требуется мужества для выступления перед татарстанской аудиторией с такой темой, как справедливо про себя заметил питерский гость, - «в Тулу приехал со своим самоваром». 

Интерес, как оказалось, у исследователя к Татарстану давний. «Заинтересовался я этим вопросом в Мечиганском университете в Америке. Дело в том, что мои научные руководители анализировали данные советских переписей, и обнаружили, что  при прочих равных условиях на русификацию народов советского союза влияла традиционная религия. Народы православной традиции быстрее превращались в русских, чем народы других религиозных традиций», - высказал он.

Этот факт не мог ни удивить молодого ученого, юношеский интерес которого побудил к самостоятельным исследованиям, естественно, когда появились возможности, в том числе и материальные. В случае с татарами, по словам Э.Понарина, один народ на своей территории живет в двух разных конституциональных условиях, что позволяет посмотреть на влияние  этих конституциональных факторов и установить причинно-следственные связи.

В начале исследования ученые предполагали, что самостоятельность республики будут поддерживать в большей степени представители титульной нации. То есть они ожидали, что татары в Татарстане больше будут любить Республику Татарстан, нежели татары Башкирии свою республику. Среди же нетитульных, т.е. татар Башкирии ожидали, что республику больше будут поддерживать люди с высоким социальным  статусом, высшим образованием. Мол, это люди, у которых есть кусок пирога, который им выгодно защищать.

Почему религиозность является определяющим фактором? Потому что исследователи в лице Э.Понарина и К.Жиркова предполагали, что в условиях Башкирии религиозному татарину легче найти мостик к башкирам, в отличие от неверующего.  

«Мы разделяем национализм (выдвижение политических требований от имени нации) на политический и этнический, - объясняет Эдуард Понарин. - В начале исследования мы предполагали, что этнический национализм в большей степени характеризует мужчин с низким уровнем образования, низкими доходами, проживающих в сельской местности».

Первый опрос был проведен в недалеком 2005 году, а в прошлом году с появлением денежных средств, появилась и возможность повторного опроса по той же методике. Результаты позволили судить об изменениях, которые произошли между 2005 и 2011 годами и сравнить татар Башкирии и Татарстана. Для опроса исследователи выбирали исключительно татар по самоопределению, при этом контролировали по родному языку и по религии.

Результаты ученым показались довольно интересными, думается, простые обыватели тоже оценят. На 2005 год в Татарстане как этнический так и политический национализм были выражены сильнее, чем в Башкирии. Однако между 2005 и 2011 годами происходят изменения в плане поддержки Республики Башкортостан. Происходит это до такой степени, что в 2011 году татары Башкирии уже больше не отличаются в этом плане от татар Татарстана. Интересно по словам ученых и то, что эти изменения в Башкирии происходят за счет изменений среди образованных и зажиточных  татар.

В Татарстане в 2005 году, как они и предполагали, чувство этнической принадлежности больше всего было выражено у религиозных людей без высшего образования, проживающих в сельской местности с большой пропорцией татарского населения. К 2011 тут тоже происходят интересные изменения. Самой сильной переменной вдруг оказывается возраст. Между этими годами в исследование вошли молодые когорты, люди, которые в 2005 году были еще детьми, и не участвовали в опросе. Эдуард Понарин обращает внимание на то, что возраст положительно связан к чувству этнической принадлежности. Чем старше человек, тем сильнее его чувство принадлежности к татарскому народу.

В Башкирии и в 2005 и в 2011 годах в соответствии с изначальными предположениями ученых эти чувства сильнее выражены у религиозных людей. А поддерживала самостоятельность этой республики в первый год исследования молодежь с низким доходом, высокой религиозностью.  Люди образованные, постарше и с высоким доходом тогда этим не отличались. Видимо, отмечают исследователи, на тот момент они были недовольны политическим режимом Башкирии. В 2011 политический национализм был равномерно распределен среди всех групп татар данной республики.

Ученые попытались представить и свою интерпретацию результатов - дать своеобразную оценку.

«На 2005 год теория социального доминирования в Башкирии сработала, - делится Э.Понарин. – Все-таки, татары, особенно с высоким доходом, в меньшей степени были готовы поддержать политическую самостоятельность Башкирии. Но вопреки предположениям,  на 2011 год, несмотря на то, что татары не являются титульным народом Башкирии, поддерживают его политическую самостоятельность».   

Как это можно объяснить? Два предположения родились у ученого на этот счет в сопоставлении с русскими в Украине. Русские в отношении к украинцам тоже считали себя старшим братом. Татары, по его словам, так же, как и они, стали приспосабливаться к ситуации, смирились. Другое возможное объяснение навеянное Украиной – смена политического руководства.

Исследователи обнаружили, что этнический национализм можно переформулировать как чувство принадлежности к своему народу. Это чувство связано с исламом, как оказалось, в обеих республиках. Но политический национализм оказался связан с исламом только в Башкирии – религиозные больше поддерживают самостоятельность республики. В Татарстане религиозность человека не оказывает на это влияния.  

Социальные комментарии Cackle