Реклама
В России / Татарстан

За или против: сетевой маркетинг с точки зрения Шариата

1159

 За или против: сетевой маркетинг с точки зрения Шариата

Концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами. Именно такое определение можно найти в Интернете термину «сетевой маркетинг». Однако насколько такой формат ведения предпринимательской деятельности законен и соотносится с шариатом? Есть ли точки соприкосновения с теми постулатами, которые обозначает шариат в вопросах торговли? Такими вопросами задались участники очередного мусульманского дискуссионного клуба, состоявшегося в стенах Галиевской мечети.

В качестве экспертов выступили Рустам хазрат Валиуллин, первый заместитель муфтия, имам-хатыйб мечети «Куддус», и Гульнара Ислямова, независимый консультант по красоте.

Стоит отметить, что сетевой маркетинг может рассматриваться как внемагазинная розничная торговля, представляя собой особый вид прямых (то есть персональных) продаж, при которых дистрибьюторы фирмы-производителя самостоятельно устанавливают прямые контакты с потенциальными потребителями товара. Продав покупателю определённый товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объёма продаж найти новых покупателей и так по кругу. Таким образом создаётся многоуровневая сеть покупателей-продавцов.

Как отметила одна из участниц дискуссионного клуба, нельзя в сетевой маркетинг вписывать те компании, которые просто предпочли личные продажи работе с магазинами. У них есть реальный товар, который можно пощупать, попробовать, вернуть, если характеристики не подошли.

- Если говорить о том, почему я пришла конкретно в эту компанию (Mary Kay), то нужно отметить, что коллектив у нас чисто женский. В приоритетах компании на первом месте стоит вера, а на втором – семья. У меня есть возможность ходить в мечеть, выплачивать садака, - поделилась опытом Гульнара. – И только на третьем, завершающем месте, стоит карьера. Для меня вот такое расставление важных аспектов жизни стало решающим при устройстве. А деньги я зарабатываю лишь от продажи косметики, никаких пирамид.

 За или против: сетевой маркетинг с точки зрения Шариата

Как же происходит сам набор сотрудниц? В команду приглашаются девушки, которые проходят обучение эстетическому уходу за кожей лица. В рамках одного из таких мастер-классов Гульнара познакомилась с Наилей ханум Зиганшиной, председателем Всероссийского союза мусульманок. После встреч каждая девушка может приобрести понравившуюся косметику.

Зачастую сотрудники различных компаний основной задачей перед собой ставят продать как можно больше товара и привлечь новых сотрудников, забывая напрочь о моральных требованиях.

Как отметил Рустам хазрат, изначально сам термин «сетевой маркетинг» воспринимался обществом как нечто само собой разумеющееся. А уже в процессе погони за уровнями внутри компании сотрудники практически с первых слов переходили к описанию быстрого достижения успехов отдельных коллег, живущих, как правило, за границей.

- Впервые тесно сетевой маркетинг стал с нами соприкасаться в 1999 году. Если ранее эта структура имела место быть, то была связана с представителями прослойки выше среднего. Даже по внутреннему убранству их дома видно было, что сетевой маркетинг хорошо по ним прошёлся – вся продукция какой-либо компании была представлена дома у этих людей. В определённый момент это всё обществу надоело, и ответной реакцией стало абсолютное неприятие сетевого маркетинга. Смешно, но и к нам совершали такое «паломничество». Целая стопка информации от различных компаний лежит. В итоге мы написали на дверях: «Те, кто хочет нам что-то продать, предлагает работу с очень высоким доходом, не заходите. У нас есть работа». Всё это не есть хорошо и с точки зрения этики, и с точки зрения религии – ведь они передают ложь. Как это понять? Те люди, которых они вербуют, не достигают не то, что средних уровней, но ничего из обещанного. За исключением пары-тройки людей, о которых никто не узнает. Ведь тот человек, который достиг материального благополучия, не кричит об этом.

 За или против: сетевой маркетинг с точки зрения Шариата

Нельзя забывать и о влиянии сетевого маркетинга на семью. Если один из супругов полностью ушёл в такой формат «заработка», а другой – не приемлет, то результатом может стать разлад в семейной жизни. Этого допускать нельзя. Сюда ещё стоит добавить тот факт, что зачастую подобного рода компании зарегистрированы отнюдь не в России, а на каком-то острове в малоизвестном городке.

Отдельно встаёт вопрос о пользе тех продуктов, которые распространяет та или иная компания. К этому нужно подходить с особым вниманием.

- Существует внутри одно негласное правило – никогда не критиковать компанию. Резюмируя, хотел бы пожелать ни в коем случае не терять критического мышления не только по отношению к различного рода компаниям, но и по отношению к самому себе. Здравый смысл всегда должен быть при вас. А если от вас потребуют сначала купить товар, потом его продать, чтобы получить определённые баллы, - это уже не сетевой маркетинг, а безвозмездная инвестиция с вашей стороны в эту компанию. Мне доводилось общаться с такими людьми. Три часа понадобилось, чтобы вернуть человека обратно в этот мир. Хочу подчеркнуть, если человек обладает моральными качествами, которых придерживается во всех сферах своей жизни, то и в бизнесе он будет вести себя также.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home