• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Вакф по своей сути – уникальное явление, подаренное Исламом миру"

Время чтения: 4 мин
3250

Какова история возникновения женских вакфов в Иране? В чем заключаются особенности вакфов в сфере медицины? Вакф у татар в конце XIX-начале XX века, отношения благотворителей с общиной, перспективы развития вакуфной системы в РФ – это лишь малая часть тех вопросов, которыми озаботились участники сегодняшней уже II Международной научно-практической конференции «Вакф в России: Современность и перспективы», которая проходит в эти минуты в Казани.

В дискуссии принимают участие гости не только со всей России, но и представители вакуфных институтов стран зарубежья. Гостей на пленарном заседании от имени муфтия поприветствовал его первый заместитель РТ Рустам хазрат Валиуллин.

- Наша конференция – очень благое деяние. Надеюсь, в ходе работы мы обсудим те моменты, которые являются для нас важными. Ведь вакф по своей сути – уникальное явление, подаренным Исламом миру. Когда человек передает какое-либо имущество ради довольства Аллаха, то он за это деяние получает вознаграждение.

По словам заместитель муфтия РТ, генерального директора фонда «Вакф РТ» Мансура хазрата Джалялетдина, российские мусульмане, к сожалению, не всегда верно понимают цель и задачи института вакф, забывая о том, что вакуфное имущество не передается в собственность религиозным организациям. Лишь доход от него может быть использован.

- Казань по праву снискала звание Северной столицы исламского мира. Благодаря богатому татарскому духовному наследию и сильнейшим религиозным традициям с одной стороны и разумной национальной политике руководства республики и собственным инициативам ДУМ РТ, Татарстан является образцовым российским регионом, в котором процветает дружественный Ислам и который задает тон развитию нашей религии во всей России. В том числе и в вопросе вакфов. В современной России понятие вакфы иногда смешиваются и часто путают его с другими исламскими институтами и видам собственности: садака, гошер, закат, проведение религиозных обрядов, хатемнар, джаназа и другое. И часто воспринимают как фонд финансирования текущих расходов мечети, медресе и духовенства.

По словам гендиректора Фонда «Вакф РТ», непросто вести конструктивный диалог развития, когда общество не знает, что же на самом деле представляет собой вакф. К тому же без существования определенной законодательной базы дальнейшее развитие этого института Ислама довольно затруднительно.

- Надеюсь, что мы с вами сможем по итогам нашей конференции убедить государственные органы власти в необходимости принятия закона о вакуфном имуществе. Только закон «О защищенности вакуфного имущества» на федеральном уровне даст нам гарантии развития института вакуфов в России.

Если говорить об истории возникновения и развития вакфа в Татарстане, то первые попытки узаконить вакуфное имущество были предприняты в 1993 году, через год после создания Духовного управления мусульман РТ. Именно в этот период духовенству начинают возвращать мечети, медресе, церкви. Отсюда новая проблема – финансирование ремонтно-восстановительных работ.

- Тогда мы обратились к президенту республики, которым на тот момент был Шаймиев Минтимер Шарипович, о создании системы вакуфов, необходимой для строительства и содержания мечетей, медресе, издания богословской литературы. Он отдал распоряжение сформировать комиссию по изучению вопросов организации Вакфа. И впервые в Российском законодательстве в законе РТ «О свободе совести и религиозных объединениях» было внесено положение о вакуфном имуществе. Однако спустя некоторое время конституционный суд РФ потребовал привести этот закон в соответствие федеральному законодательству. В республиканский закон был внесен ряд поправок, но положение о вакуфном имуществе тем не менее было сохранено.

Именно вакф, имеющий под собой законодательную основу, сможет оказывать финансовую помощь не только религиозным организациям, издательствам, но и реальную поддержку малому и среднему бизнесу.

В ходе пленарного заседания также выступили Ибрахим аль-Мурейхи, председатель высшего шариатского суда Байхрейна и Мохаммед Салем, представитель Исламского банка развития, исполняющий обязанности руководителя Генерального консульства Исламской Республики Иран в Казани Алибеман Эгбали Зарч.

- Без сомнения, такие мероприятия важны для исламского мира, - отметил Алибеман Эгбали Зарч. – Это возрождение традиций и ценностей Ислама, которые были присуще ему во времена великого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). В целом вакф известен как индикатор доброго имени, а в культуре Ирана играет особую роль. После того как Ислам появился на земле Ирана, институт вакфа стал очень доброй традицией, хоть и были взлеты и падения. Стоит отметить, что в современном иранском обществе вакфы претерпели изменения и по форме, и по содержанию.

По словам консула, самый древний письменный вакф в Иране датируется 750 годом, причем его инициатором была женщина. В целом в вопросах вакфа женщины в Иране играют очень важную роль и по сей день.

В рамках конференции о своих научных исследованиях по теме вакфов расскажут татарстанские и российские ученые из Болгарской исламской академии, Института истории имени Ш.Марджани, КФУ, Центра исламоведческих исследований, РИИ, муфтиятов Чувашской республики, Самарской области, Башкирии и других регионов РФ. Работа будет идти в двух секциях – «Общие положения и правила вакфа» и «Российский и зарубежный опыт развития вакфов».





Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

 

Социальные комментарии Cackle