В мечети Кул Шариф представили уникальные экспозиции, сделанные из света и музыки
Интересна бывает история потомков известных людей. Подобное родство выделяет их в ряду современников. Но, чтобы их собственная жизнь получила звучание, она должна стать достойной и полезной обществу.
Так произошло с Булатом Галеевым (1940-2009г.г.), внучатым племянником известного татарского религиозного деятеля к.19 – н.20 в.в. Галимджана Баруди (Галеева).
Профессор, художник, исследователь Булат Махмудович Галеев с 60-х годов прошлого века углублённо занимался экспериментальной эстетикой. Если коротко, это инженерные исследования на стыке науки и искусства, философии и эстетики, духовного и материального.
Популярные сегодня в мире изыскания в области синтеза искусств при помощи информационно-коммуникационных технологий (медиа-арт), как оказалось, насчитывают в Казани уже многолетнюю историю – историю плодотворной работы Булата Галеева и руководимого им в течение 50 лет НИИ Экспериментальной эстетики «Прометей».
До 15 августа с.г. в Музее Исламской культуры в Мечети «Кул Шариф» продолжится выставка «В пространстве нового. Казанские аудио-визуальные истории. Булат Галеев». Об этом проекте наш разговор с директором Музея Ильнуром Низамиевым.
- Ильнур, тематика медиа-арта представляется несколько неожиданной для Музея Исламской культуры или это не так?
Выставка «В пространстве нового» вызывает большой интерес у посетителей. И юные зрители, и взрослые с интересом рассматривают инсталляции, «застревают» у фильмов, пытаются понять устройство светомузыкальных установок, задают вопросы.
Действительно, выставка, посвященная казанскому профессору, философу искусства, художнику Булату Галееву оказалась своеобразным подарком музею, ведь эта экспозиция вызывает у многих вопрос о том, что же такое исламское искусство.
Часто мы слышим вопрос: «В чем особенность исламского искусства и художественной культуры?» В поисках ответа, мы обращаемся к ученым Ислама, к современным исследователям эстетики и понимаем, что простого ответа на этот вопрос нет.
Булат Галеев в своей научно-практической деятельности касался и этой тематики. В его инсталляции «Поющий шамаиль» хорошо узнаваемый шамаиль - с надписью «Аллах красив, и Он любит прекрасное» признанного татарского классика Баки Урманче - «звучит» голосом курая в традиционной пентатонике. «Поющий шамаиль» перекликается с нашим центральным экспонатом – Листающимся Кораном, в котором так же звучат аяты (стихи) Священного Корана голосами известных хафизов.
- Ильнур, о каком «пространстве нового» идёт речь?
Интересна идея Булата Галеева о том, что с выходом человека в космос, искусство человечества обретает новое звучание. Эти «космические» эксперименты и игра Булата Галеева в области концертной, выставочной, архитектурной деятельности разместились в нижнем зале нашего музея. А потолок нижнего зала оформлен традиционным для исламского искусства геометрическим орнаментом. В его сложном рисунке линии пересекаются, образуя звездное небо.
Это небо, само по себе завораживающее, напоминает посетителям о великих открытиях мусульманских астрономов, математиков, изобретателей и мечтателей. В это небо, «в пространство нового» заглядывал и Булат Галеев.
- Кроме демонстрации любопытных тематических экспонатов, выставка предполагает и живое общение с посетителями. В каком формате?
В рамках выставки проходят творческие занятия, исследования. Так, недавно прошёл воркшоп «Звуковой портрет Казанского Кремля»: группа студентов - дизайнеров и архитекторов, а также слабовидящие участники постарались «расслышать» облик Кремля, а точнее – мечети Кул Шариф. Они записывали, зарисовывали, описывали в стихах те звуки, которые услышали в фойе, Галерее шамаиля, на балконе, у входа мечеть, в Музее исламской культуры. Результаты исследования были представлены на днях в Музее.
Этот эксперимент позволяет нам понять, как важно то, что нас окружает: звуки оказывают сильное воздействие на нас, и не стоит быть беспечными по отношению к ним. Так, многие исследователи отметили благотворное воздействие постоянного чтения Корана в фойе мечети.
Были и замечания, предложения. А самое интересное – это художественный результат исследования: в графике, в аудиозаписях и стихах, в картах и инфографике можно увидеть портрет, составленный исследователями, если не всего Кремля, то мечети Кул Шариф – точно.
В рамках выставки проходят различные творческие встречи. Большой интерес вызвали занятия по «рисованию музыки» татарских композиторов Фарида Яруллина и Салиха Сайдашева. Скоро пройдут увлекательные занятия по созданию книжных иллюстраций.
- Ильнур, благодарю за подробный обзор выставки. А что интересного придёт ей на смену?
Эту экспозицию сменит выставка выдающихся каллиграфов из Саудовской Аравии и Пакистана, где мы представим работы, снискавшие высокую оценку любителей исламского искусства в Великобритании, США, Иране, ОАЭ и десятках других стран.
Конечно, в нашем фокусе - развитие искусства Ислама в нашем регионе. Нашим каллиграфам и художникам важно видеть лучшие образцы от мастеров из различных концов мусульманского мира, посещать их уроки.
Выставка «Шедевры современной каллиграфии. Рашид Батт и Джамал аль-Кебаси» - отличная возможность для каждого, кто хочет открыть для себя новое в современном искусстве мусульманского мира.
Гузель Ибрагимова