Суфизм – традиция татарского народа или нечто чуждое?
Что такое суфизм? Какие тарикаты распространены на территории Российской Федерации? Тасаввуф и шариат – противостоят ли они друг другу? Это лишь часть тех вопросов, которые обсуждались в рамках очередной встречи молодёжного мусульманского проекта «Лекторий» ДУМ РТ.
Тему тасаввуфа в этот раз раскрывали руководитель отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков и имам-хатыйб Апанаевской мечети, член Совета улемов ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров.
В ходе встречи, собравшей в стенах Галиевской мечети как молодёжь, так и более зрелых людей, эксперты остановились более подробно на существующих многочисленных мифах, связанных с суфизмом (в том числе о том, что суфизм и шариат не противопоставляются друг другу), а также рассказали об основах и положениях тасаввуфа, смысле тариката и его видах. Особое внимание слушателей привлекли истории жизненных путей некоторых учёных и их труды, основанные на принципах суфизма.
Булат хазрат Мубараков прочитал отрывок из великого труда Имама Раббани «Мактубат», а именно 40-е письмо первого тома, где шейх размышляет на тему «Для чего нужен тарикат?»:
- В письме говорится о том, что нужно развивать искренность (то есть ихлас), которая является частью прекрасного шариата. Хакикат (истина) и тарикат – это есть слуги шариата. Имам Раббани говорит о том, что после преодоления всех степеней тасаввуфа, когда он изучил всё от и до, то понял, что цель тариката – приобретение наивысшей степени искренности.
Далее имам Раббани поясняет: «Поистине, у шариата три части: знание, действие в соответствии со знаниями, искренность. Тарикат и хакикат – это слуги шариата. А шариат, в свою очередь, есть суть всех вещей. Но большинство людей не понимают этого. Большинство людей довольствуются своими снами, впечатлениями. Они заняты «мелочью», не смотрят на суть вещей. Как же этим людям понять совершенство шариата? Как же им постичь сути тариката и суть хакиката? Они ложно полагают, что шариат – это кора, а хакикат и тарикат – это её сердцевина. Они не знают истинность сути всех вещей. Они довольствуются суфийскими притчами и низкими степенями. Не хотят расти, не хотят меняться».
Здесь, по словам хазрата, речь идёт о таких ситуациях, когда человеку говорят что-то, основываясь на шариате, а он в ответ приводит какую-то притчу, которая ещё и явно противоречит шариату.
Главная цель суфизма – достичь высшего уровня искренности, усмирить свой нафс, возвысить ихлас, отстраниться от всех ежедневных дел, которые не позволяют человеку полностью отдаться служению Всевышнему.
В свою очередь Нияз хазрат Сабиров более подробно остановился на роли суфизма в жизни татарских учёных. Как он отметил, именно в XVIII-XIX веках на территории Поволжья наибольшее распространение получает накшбандийский тарикат, среди последователей которого – Г.Курсави, Г.Утыз-Имяни, Ш.Марджани.
- Если говорить о более позднем, советском периоде, то традиции этого тариката продолжали такие видные деятели своего народа, как Зайнулла ишан Расули, Галимджан Баруди, Габдурахман Расули. Стоит отметить, что немало суфийских учёных было и среди мусульманских богословов Кавказа. В целом, если рассматривать дореволюционный период развития ислама в России, сложно будет найти хотя бы пару богословов, которые бы не связывали свои взгляды с тасаввуфом.
Великий труд имама Раббани «Мактубат», о котором ранее говорил Булат хазрат, в своё время оказал сильное влияние на воззрение татарского народа. Мухаммад Закир аль-Чистави писал свои книги, в основном ссылаясь на «Мактубат».
Ильмира Гафиятуллина