Шамаиль: профессиональное искусство и национальный маркер (Видео)
«Проблемы сохранения искусства шамаилей в современной татарской культуре» - именно так назывался круглый стол, который собрал сегодня в стенах Российского исламского института людей, неравнодушных к истории своей семьи, своего многовекового народа.
Организаторами встречи стали Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Российский исламский институт и Общественная Палата Республики Татарстан.
Шамаиль давно стал неотъемлемой частью самобытного татарского наследия. Однако, несмотря на столь важное значение татарского шамаиля, до их пор в художественных учебных заведениях Татарстана не ведется обучение этому старинному ремеслу. Таким образом, мы оказываемся перед лицом возможного исчезновения мастеров этого вида мусульманского искусства. Именно это и послужило поводом для проведения конференции «Проблемы сохранения искусства шамаилей в современной татарской культуре». Напомним, что круглый стол – одно из цикла мероприятий, проводимых в рамках первой Всероссийской акции «Шамаиль моей семьи».
По словам Рустама хазрата Батрова, первого заместителя муфтия РТ, круглый стол был организован не столько для того, чтобы рассказать, что такое шамаиль, сколько для того, чтобы обсудить все возможные механизмы возрождения, сохранения и дальнейшего развития татарского шамаиля, понять, что и как делать.
- Возрождение традиционного исламского татарского искусства – та задача, которую мы хотим сегодня выполнить и за которую нужно браться на уровне всей республики. Сегодня много думаем о том, как сохранить татарский народ. Традиционный татарский шамаиль на стекле с использованием подсветки из фольги – один из инструментов сохранения нашей нации, - отметил Рустам хазрат.
Воспитательный потенциал шамаиля еще не оценен полностью: глядя на родной, национальный шамаиль, с татарскими орнаментами и видами Болгар, молодое поколение с детства будет впитывать татарский архитип. Это крайне важно в современных условиях, когда забывается история своего народа, своей семьи.
По мнению ректора РИИ Рафика Мухаметшина, этот круглый столь – немало важное мероприятие.
- Мы говорим об исламском возрождении, которое преподносит нам свои сюрпризы. Ислам возвращается в безликой, аморфной, где-то для нас непонятной форме. Поэтому те моменты, которые присуще татарскому богословию, пока остаются в сторонке. Сегодня очень важно, чтобы ислам обрел свое национальное осмысление. С этой точки зрения, шамаиль имеет грандиозное значение. Для народа, для татар шамаиль играет определяющую роль в национальной и религиозной самоидентичности.
Необходимо возвести шамаиль на конфессиональный уровень. Это безусловно. Если посмотреть на выставки, где показываются шамаили, созданные детьми, можно увидеть, конечно, немало ошибок, изъяны, неаккуратность. Но это также говорит и о заинтересованности молодежи в мусульманском искусстве каллиграфии, о передачи из поколения в поколения искусства арабской каллиграфии, истории своей семьи и своего народа.
- Здесь можно пойти двумя путями: развивать шамаиль как профессиональное искусство или как национальный маркер, - добавил Рафик Мухаметшин.
О важности национальной и религиозной принадлежности сказала и Майя Хухунашвили, председатель комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений.
- В каждой православной семье есть икона. Я считаю, что также ни одна татарская семья не должна быть без шамаиля. Техника татарского шамаиля особенная. Есть те специалисты, которые владеют арабской каллиграфией. Они должны передавать свой опыт молодому поколению, чтобы шамаили создавались без нарушений норм и канонов. Иначе это окажет влияние и на саму семью. Вы знаете, у меня есть желание иметь в своем доме шамаиль. Не как религиозную принадлежность, а как предмет искусства. Это самый лучший подарок друзьям, на мой взгляд.
Присутствующие отметили необходимость включения возрождения шамаилей в программу по сохранению татарской идентичности.
Гульчачак Назипова, генеральный директор Национального музея Татарстана, не просто ознакомила присутствующих с имеющейся в фондах музея коллекцией шамаилей, но и обозначила имеющуюся у сотрудников проблему: к сожалению, в республике отсутствует технология, методика сохранения и реставрации шамаилей. Также работники столкнулись с отсутствием профессиональных искусствоведов, которые бы смогли по шамаилю прочесть историю одной семьи и целого народа.
В ходе беседы была поднята проблема популяризации татарского шамаиля среди коренного населения.
- Шамаиль – синтетический вид искусства, в основе которого лежит арабская каллиграфия, - отметила Гузель Валеева-Сулейманова. – Это вид традиционного мусульманского искусства татар. Вспомните, ранее при создании шамаиля использовались татарские пословицы, стихотворения Габдуллы Тукая.
Исторически шамаиль был предназначен для передачи информации, а не для поклонения. Это символ веры.
Также возникло предложение о создании единого каталога традиционного татарского шамаиля, который позволил бы ознакомить не только татар, но и все проживающие на территории республики национальности с традиционный татарским шамаилем.
Было сказано и о необходимости подготовки высокоспециализированных кадров, передачи искусства арабской каллиграфии из поколения в поколение. Ранее изготовлением шамаилей занимались муллы, сейчас ситуация несколько изменилась. В связи с этим встал вопрос: как и где обучать будущих специалистов. Был предложен наиболее оптимальный вариант – обучение религиозных лиц искусству создания шамаиля. Это связано с тем, что на обучение арабскому языку и чтению Корна уйдет гораздо больше времени. А бездумное переписывание сур из священной книги мусульман ни к чему хорошему не приведет. Не зря создателей шамаилей называют людьми с широкой культурой, обладателями двух образований: мало уметь держать орудие мастера в руках, нужно еще понимать, что ты создаешь, вкладывать в это дело всю душу.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Интересное видео? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!