Подробно о запретном
Пророк (Мир ему) сказал: «То, что Аллах разрешил в Своей Книге, – это халяль, а то, что запретил – харам, а то о чем Он промолчал – разрешено в качестве Его милости. Поэтому принимайте от Аллаха Его милость, так как Аллах ни о чем не забывает...»
На очередной лекции в мечети Кул Шариф говорили о том, что такое харам и халяль, к чему приводит харам и что дарует человеку халяль.
Халяль (дозволенное, или законное) – то, что разрешено, относительно чего нет ограничений и что Аллах разрешил делать. Харам (запретное) – то, что запрещено Всевышним; за совершение харама человек будет наказан Творцом после смерти. Харам и халяль как Запад и Восток – приближение к хараму отдаляет тебя от халяля.
В исламе понимание дозволенного и запретного является частью великого доверия Аллаха. За содеянное, за каждый свой поступок мусульманин будет или вознагражден, или наказан, когда предстанет перед судом Божьим. Все эти правила, регламентирующие халяль и харам, направлены на то, чтобы содействовать благополучию человечества, упростить и облегчить его повседневную жизнь путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий, очистить душу, тело и разум каждого человека.
Принцип дозволенности и запретности распространяется не только на вещи и предметы, но и на поступки человека.
– Всевышний один харам компенсировал множеством дозволенного. К примеру, запретив алкоголь, он разрешил чай, множество соков, воду; запретил нечистую пищу, взамен дав нам здоровую и питательную. Как минимум на один харам есть четыре халяля. Это ли не говорит о заботе Всевышнего?! За исключением одного-двух животных, Создатель разрешил нам все остальное.
Стоит отметить, что харамом является не только определенное действие или вещь, но и путь, который ведет к запрещенному, то есть все, что содействует совершению греха уже есть харам.
Что характерно, если мусульманин, совершая разрешенный поступок, движим добрыми побуждениями, то деяние становится актом поклонения. С харамом ситуация иная: вне зависимости от того, насколько добры были намерения верующего, запретная природа не смягчается. Ислам никогда не согласится, чтобы недозволенными средствами достигались благородные цели: не только цель должна быть благородной, но и устремляться к ней нужно с «чистыми руками». Истина должна открываться только достойными средствами.
– Мы дали человеку в мечетях знания ученых, пророков. Человек не остается без учителя в течение всей своей жизни. Аллах дал каждому личность. Человек уже сам выбирает: либо он благодарный раб, живущий по законам Аллаха, или он неблагодарный, отвергает законы Всевышнего, предпочитая законы светские. В таком случае в Судный день он понесет наказание за это. Ведь человеку дано очень много выбора, свободу в выборе действий. За те блага, которые Аллах оделил, он потребует отчет.
Тех, кто шел по пути, ниспосланным Аллахом, Всевышний в Судный день лишит страха, их сердца будут чистыми, спокойными, а взгляд будет ярким.
– У человека не будет два страха и две безопасности. Тот, кто всю земную жизнь жил в спокойствие, не думая о встрече с Аллахом, в Судный день будет бояться, будет лишен спокойствия после смерти. Тем, кто покланялся Аллаху всю свою жизнь, будет даровано спокойствие и терпение, он не будет испытывать страха в день суда, когда будут зачитаны все его дела перед всем миром.
Харам в этом мире принижает человека, отдаляет его от Всевышнего.
– От харама всего идет 27 видов вреда. В первую очередь – это отстранение от знаний. Каждый человек хочет быть ученым, но почему это не у всех получается? Харам является препятствием.
Еще одним следствием совершения запретного является уменьшение бараката. Также харам вызывает в сердце человека жуткий постоянный страх, страх перед людьми, перед теми, кого обманул, обокрал. Человек становится ленивым, теряет страх перед Всевышним. Все его добрые намерения и дела стираются, как только человек пускает харам в свою жизнь.
– Харам приводит в трудностям в делах. Аллах не принимает дуа того человека, который совершает харам. С каждым харамам в сердце человека появляется новое пятно, которое в итоге заполняет все его существо. Сердце становится черным. Чем больше совершаешь харам, тем больше ты сам себя убиваешь.
Самое лучшее поклонение в мире – это оставление харама.
Харам портит жизнь человека. Один грех ведет за собой другой. Человек лишается воли, уменьшается его стыд, становится беспечным, теряет смелость. За каждый грех Всевышний забирает у человека наслаждение в намазе. Если у человека много харама, то его добрые дела не принимаются.
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте приятное, которое дозволил вам Аллах. Не преступайте закона, ибо Аллах не любит преступающих границы. Вкушайте пищу дозволенную и приятную, ту, что Аллах дал вам в удел, и бойтесь Аллаха, в которого вы веруете».
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!