• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Новые горизонты татарского орнамента

Время чтения: 2 мин
3365

В 1990-ых годах татарстанские художники решили обратиться к арабской букве как символу духовных ценностей и истории татарской письменной культуры. Художники Татарстана не просто возрождают забытые традиционные технологии, но и привносят что-то своё. Наряду с этим вновь возвращаются к жизни такие виды искусства, как тасхиб, тугра, шаджара. Весь этот вклад татарских художников в арабскую каллиграфию можно наблюдать в стенах мечети Кул-Шариф, в галерее татарского шамаиля.

Шамаиль (с арабского šamail — «качество», с персидского samas — «образ, изображение») — это своеобразный феномен мусульманской культуры, важная часть религиозно-эстетического сознания, вид изобразительного искусства. Выполняется шамаиль тушью или печатным способом, масляными красками на стекле или холсте, вышивается на полотне. Такие картины помещают в жилых домах над дверными проёмами или в мечетях. В Татарстане шамаиль представляет собой религиозный знак, основанный на искусстве арабской каллиграфии, оформленный в виде станковой картины.

Значение шамаиля в культуре Среднего Поволжья особое. Татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения, глубоко проникнув в самосознание народа. Даже для части татар, принявших православие (кряшены), он сохранил свои основные черты и трансформировался в особый вид татарского православного шамаиля, выполненного в той же манере каллиграфического арабского письма, но с изображением православных храмов.

Однако нельзя отрицать влияние других народов ислама на творчество поволжских мусульман. Тем не менее в татарском шамаиле в отличие, например, от иранского искусства, не встречаются изображения живых существ. Многие печатные шамаили середины XIX – начала XX веков сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.

С целью сохранения сохранения и укрепления этой традиции в Татарстане был объявлен конкурс татарского шамаиля в рамках республиканской акции «Шамаиль моей семьи», организаторами которого выступили ДУМ РТ, «Клуб татарского искусства и культуры (Галерея татарского шамаиля), Музей исламской культуры. Информационные спонсоры: ИД «Хузур», РА «Татмедиа», Телекомпания «ТНВ». В рамках этого конкурса, который завершится подведением итогов 21 мая, 27 марта состоялось открытие выставки «Татарский орнамент: новые горизонты».

Любой желающий может ознакомиться с творчеством молодых дизайнеров – Артура Шагеева (Казань), Рената Сафарова (Казань), Ляйсан Марданшиной (Москва), Мирой Рахмат (Москва), которые, работая в компьютерной графике и в батике, обратились к традициям татарского орнамента.

Пожалуй, главной целью авторов, чьи работы представлены на выставке, было желание превратить искусство в важную составляющую жизни каждого человека, приобщить к национальной культуре. Это говорит о том, что татарский орнамент возрождается и активно продвигается во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle