• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Национальный музей РТ распахнул золотые кладовые татарского народа (Фото)

Время чтения: 2 мин
4567

Татарские женщины всегда славились не только красочными одеждами, привлекающими взгляд. Один историк так говорил о них: «Татарку сначала услышишь, а потом увидишь».

Представительницы прекрасной половины татарского народа знали толк в украшениях, о чем свидетельствуют экспонаты выставки «Татарская золотая кладовая», которая находится в Национальном музее Республики Татарстан.

На экспозиции представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. Если говорить об их назначении, то здесь можно найти головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Стоит отметить, что вес головных и шейно-нагрудных украшений порой достигал 5 килограмм. А ведь девушки носили их не только по праздникам, но и в будние дни.

Комплекс представленных украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д. В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Также застежки использовались и по прямому назначению – предотвращали возможность распахивания одежды и оголения частей тела (что в исламе запрещено).

Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов, которые поражают своей простотой и изысканностью.

Основными материалами для изготовления украшений служили серебро и золото. Стоит отметить, что мужчинам носить золото запрещалось религией, поэтому коллекция мужских украшений представлена серебряными кольцами. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие в те времена получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.

Для тех, кого имеющаяся выставка все-таки оставит неудовлетворенным, есть станция электронной экспозиции, которая включает в себя изображения 30 предметов, которые можно увидеть на мониторе электронного киоска и на плазменной панели. Здесь же дана подробная информация об экспонатах на русском и татарском языках.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle