"Мулла", который хотел верить. Самая долгожданная премьера татарстанского кинематографа
«Я никому и ни во что не верил. Но мне хотелось верить… А теперь, когда у меня есть Вера, я хочу кого-нибудь другого спасти от бед. Но ведь без Веры уберечь невозможно…»
Пожалуй, самая долгожданная премьера татарстанского кинематографа. Фильм, который вызвал полный аншлаг и отсутствие свободных мест даже на ступеньках в кинотеатре «Мир» в рамках Недели татарстанского кино. Речь идёт о картине «Мулла», снятой по одноимённой пьесе Туфана Миннуллина. Напомним, что ранее пьеса ставилась на подмостках Камаловского театра и имела большой успех.
С главным героем Асфандияром мы знакомимся с первых же кадров, когда будущий мулла отбывает наказание в колонии. Чуть позже шокированный зритель узнаёт, что Асфандияр попадает в места лишения свободы незаслуженно, поплатившись за свою честность и любовь к правде.
Муллой мечети в татарской глубинке ему предлагает стать родственник по линии матери, богатый односельчанин, который горит желанием помочь своим землякам, проводит мост, обустраивает дороги и возводит единственную мечеть. Мечеть, которая, на первый взгляд, не нужна никому. Но это лишь на первый взгляд. С каждой последующей минутой двухчасового фильма мы понимаем, что Асфандияр был послан Всевышним в эту деревню, чтобы найти самого себя, исполнить завет матери и наставить заблудших на путь истинный.
Автор идеи фильма — композитор Марат Ахметшин. Режиссёры — Рамиль Фазлыев и Амир Галиаскаров. Оператор — Юрий Данилов. Композитор — Марат Ахметшин. Главный продюсер — Миляуша Айтуганова. В фильме роль муллы Асфандияра исполняет главный режиссёр Атнинского театра Рамиль Фазлыев.
В отличии от пьесы, в фильме присутствует ряд дополнительных героев. В том числе актёр Марат Башаров, играющий Артура, друга Асфандияра. Артур навещает муллу в деревне, уговаривая вернуться в город, описывая возможную прибыль от добычи нефти. И вот, казалось бы, когда Асфандияр уже одной ногой в своей прошлой жизни, прибегает соседка Муслима апа с трагической вестью о гибели старожилы деревни Габдрахман бабая. Это становится решающим аргументом в выборе главного героя.
- Я считаю, что это великая история. Отказаться от участия в ней было бы большой глупостью, — заявил полгода назад Башаров. — Я очень рад, что кино в Татарстане возрождается. Я приложу все силы, чтобы показать не только стране, но и миру, что мы, татары, умеем и снимать кино, и сниматься в нём. Это отличный способ показать нашу культуру.
Через весь жизненный путь Асфандияра, через демонстрацию ежедневного деревенского быта зритель видит те испытания, которые проходит, пожалуй, каждый человек. Вот только кто-то опускает руки и спивается, а кто-то, храня в своём сердце крепкий иман, не только остаётся верен заветам Всевышнего Создателя, но и пытается вернуть на путь истинный других. Так было и в случае с Валиахметом, который с первых секунд встречи с новым муллой невзлюбил его. Конечно, когда свой бизнес, а его расширению мешает новоиспечённый религиозный деятель, как же реагировать иначе?! Однако приехавшие друзья и старые сослуживцы Валиахмета, призывая его вспомнить старое, вновь нюхнуть пороху, подталкивают мужчину к исправлению, к чистоте души и искренней вере. Вроде, только что он заламывал руки Асфандияру и грозил огнестрельным оружием, но вот уже следующий кадр, и Валиахмет вместе с односельчанами на пятничной молитве в деревенской мечети. Символично, что первая проповедь, рассказанная Асфандияр хазратом, была про вредность, запретность для мусульман всего того, что содержит алкоголь.
Отдельным сюжетом здесь высвечивается линия взаимоотношений с Налимой, будущей женой Асфандияра. Мулла не только даёт девушке для чтения Священный Коран, но и дважды спасает её честь и достоинство от посягательств.
Впервые вопрос об истинности веры задаёт как раз Налима. Принеся мулле в мечеть ужин, она, спрятавшись за занавеской, спрашивает его, по-настоящему ли он верит в Аллаха. «Ты знаешь, мне никто раньше не задавал этого вопроса. Был период в моей жизни, когда я никому и ни во что не верил. Но мне хотелось верить. И один мой хороший знакомый посоветовал мне, когда что-то в жизни будет идти не так, читать молитву. И подарил мне чётки. Теперь и я хочу кому-нибудь помочь, но ведь без веры невозможно никого уберечь».
Как и в пьесе, группа деревенских ребят, не имеющих ничего святого сначала покушается на чистоту юной 20-летней девушки, а потом и на жизнь самого муллы. Один из антагонистов Асфандияра Эльбрус вместе со своими друзьями вызывает главного героя на бой. Но мулла отказывается, приглашая молодёжь поговорить в мечеть, обсудить. Но Эльбрус не готов просто так отпустить хазрата – и Асфандияр получает удар самодельным ножом в спину.
Несмотря ни на что, персонаж Рамиля Фазлыева всем своим естеством, каждым поступком, каждым словом призывал людей к вере, к нравственности и любви к Создателю.
Картина заканчивается приездом богатого односельчанина, который ругается и вопрошает своих земляков: «Что с вами не так?! Хочешь вас вытащить из грязи, научить жизни, возродить светлое, а вы. Такое натворили. Ну и живите как свиньи, раз вам так нравится». Но вдруг, пока Асфандияр лежит бессознания в постели, из мечети раздаётся азан, произносимый дрожащим, но прекраным мальчишеским голосом. Значит, не всё потеряно. Значит, пробуждается в людях вера, тяга к Создателю. И раненный Асфандияр открывает глаза, к нему возвращается жизнь…
«Всевышний тебя не оставит…»
Ильмира Гафиятуллина, Казань