Мать нации или мать ребенка: что важнее для сохранения татарской идентичности?
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют: "Мир вам обитатели этого дома!" Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: "Как она слаба и беспомощна, и вышла из слабого тела. Если отец будет растить её, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха"» (хадис передал ат-Табарани).
Пожалуй, не найдётся такого человека, который бы оспаривал вклад женщины в развитие Ислама, совершенствование нравственных качеств всей нации, воспитание детей правильно, в духе собственной религии. Биография мусульманской женщины – это образец поведения, который является ярким примером для сегодняшних девушек по всему миру. Мусульманок всегда отличала от окружающих глубокая вера, мудрость, порядочность, преданность идеалам Ислама и высокая непоколебимая нравственность.
В доисламские времена женщины в арабском мире были лишены каких бы то ни было прав. Основная задача их существования заключалась в воспроизведении потомства, уходе за мужем и домашних хлопотах. Женщинам не было дано ни права голоса, ни права выбора, ни даже права наследования. И лишь с приходом к человечеству Ислама женщины смогли реализовать свой потенциал, направив его не только на воспитание праведного потомства, но и на развитие уммы, распространение Ислама по всему миру.
Но вместе с правами пришли и обязанности, встал вопрос выбора: посвятить всю себя семье или же часть душевных и физических сил отдать на улучшение положения собственной общины? О том, какие проблемы встают сегодня перед современными мусульманками, какого их место в общественной жизни и в семье, а также как сохранить семейные ценности обсудили в стенах Галиевской мечети.
Какую роль сыграла Мухлиса Буби в истории татарской уммы? Мать нации или мать ребенка: что важнее для сохранения татарской идентичности – воспитание активных и образованных женщин или воспитание детей в татарских традициях? Какой должна быть современная татарская мусульманка? Стереотипы и отношение к мусульманкам в обществе, учебных заведениях и на рынке труда: мифы и какова реальность? На все эти вопросы попытались сегодня ответить специалисты из абсолютно разных областей, затронув не только права и обязанности мужа и жены в семье, но и роль Ислама в сохранении семейных ценностей.
Давайте, для начала вспомним, кем же была Мухлиса Буби и почему она стала ориентиром, примером настоящей мусульманки для многих последующих поколений?
101 год назад 6 мая 1917 года произошло важное историческое событие для всей уммы не только современного Татарстана, но и Российской империи – Всероссийский съезд мусульман избрал муфтия и духовное управление мусульман России в составе шести кади, одной из них стала Мухлиса Буби. Значение этого события огромно не только потому, что Мухлиса Буби стала первой женщиной судьей в истории России (и вообще всего мира!), но и из-за огромной роли, которую она сыграла в деле борьбы за женское равноправие в среде мусульманских народов России и СССР.
Родилась Мухлиса в семье муллы Габдельгалляма и абыстай Бадрелбанат Нигматуллиных в селе Иж-Бобья. Образование получила в местном медресе, фактически у своей матери, которая и открыла при медресе женские «классы» в 1857-м году. Мухлису в возрасте 18 лет отдали замуж за муллу другой деревни. Девушка хотела продолжить дело родителей и создать женский класс в новой деревне, но муж запретил ей не только преподавать, но даже продолжать собственное обучение.
Протестовал муж и против удочерения осиротевшей девочки, которую Мухлиса всё же приняла в семью. Развода муж не давал. В результате в 1895-м году братья Габдулла и Губайдулла, приехавшие в гости, увезли сестру и двух её дочерей (приёмную и родную) с собой. Как раз в это время они приняли от отца и возглавили существовавшее с XVIII века местное, до того не примечательное, медресе и совместно с жёнами Хуснифатимой, Насимой и сестрой начали в нём масштабные реформы обучения.
Сильной стороной его изначально стала женская часть медресе – обучение в нём строилось по той же программе, что и в мужских классах. Недостаток образования преподавательницы компенсировали регулярными вечерними занятиями с другими преподавателями.
Делом всей жизни Мухлисы абыстай стало обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества. За десять лет вся семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа.
То, что воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры является одним из самых главных условий, способствующих преодолению отсталости и обеспечения прогресса нации, отмечали и браться Мухлисы Буби. Однако первая же проблема, с которой столкнулась семья Буби, – отсутствие кадров для обучения девушек. Тогда братьями было принято решение подготовить сестру и своих жен к предстоящей работе в женской школе.
Параллельно с подготовкой к предстоящей работе, Мухлиса изучала богословские науки по программе мужского медресе под руководством братьев. К 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение. Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что ее начали называть «мулла-абыстай».
Современники описывали её как начитанную женщину, прекрасно владевшую, помимо татарского, арабским и фарси. Она завоевала большое уважение в округе, её сын Габдулла говорил, что именно к авторитету матери он апеллировал, когда кто-то проявлял недоверие к нововведениям, производившимся в медресе.
Мухлиса Буби активно включилась в работу ЦДУМ, в её ведение определили дела, касающиеся семейных разбирательств. В это же время центральное бюро мусульманок развернуло активную деятельность по созданию женских комитетов. Их создание происходило неравномерно, в европейской части и в Сибири новые женские комитеты возникли во многих селах, на Кавказе и в Средней Азии только в некоторых городах. Комитеты мусульманок рассылали лекторш и иногда лекторов с лекциями и разъяснениями решений московского общемусульманского съезда по деревням, налаживали выпуск листовок и сбор средств.
- Главной идеей всей её работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своих статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями», - подытожила экскурс в историю жизни и деятельности Мухлисы Буби Рафиля Гимазова, заведующая кафедрой татарского языка и национальной культуры РИИ.
Но это всё пример века XX, а что же мы видим сейчас? Имеет ли право муж запретить жене работать? Может ли женщина самореализоваться, не нарушая при этом предписания шариата? По словам Рустама хазрата Нургалиева, секретаря Совета улемов ДУМ РТ, в случае, если женщина хочет отдавать своё время и силы чему-то, кроме своей семьи, то здесь должны быть соблюдены два правила: это не должно противоречить шариату и должно быть достигнуто обоюдное согласие с мужем.
- Поймите, несоблюдение норм шариата начинается с семьи. Как было хорошо, когда родители подбирали дочерям мужем. Ведь всё это действие опиралось на стремления дочери, на её мечты, чаяния – все эти аспекты отец учитывали и подыскивал дочери мужа в соответствии с её собственным обликом. Ведь наличие работы, длинная борода и пятикратное чтение намаза – это далеко не все критерии при выборе мужа. Вспомните слова нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той (мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (хадис передали Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Но помните о том, что важнее всего – это получить благословение родителей, ведь именно они и есть наше счастье. К сожалению, сейчас это всё свелось до ритуала присутствия на никахе.
Отдельно встал вопрос о махре. Рустам хазрат обозначил интересный момент: если муж выплатил своей жене небольшой махр, то он не имеет права требовать за собственных дочерей большой.
- Давайте обратимся к истории и посмотрим, какой махр выплачивали раньше. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) за свою дочь установил махр в размере 500 дирхам. Ту же сумму получила и дочь Шигабутдина Марджани. Даже в той Сирии, которую мы видим с вами сегодня, средний размер махра составляет 20-30 тысяч долларов. Если перевести в современную российскую валюту, то это 1,8-2 млн рублей. Мужчина будет ценить свою супругу на столько, сколько он заплатил махра ей. К сожалению, сейчас же мы наблюдаем картину, когда мужчина больше переживает о своей машине, а не о жене. Это результат снижения, а то и вовсе отказа от махра со стороны девушки. Величину махра определяет семья. Другое дело, что женщина имеет право после того, как мужчина согласился на озвученный махр, спустя какое время снизить его. Но только строго после согласия!
Одной из насущных проблем современного мусульманского общества, по словам Айгуль ханум Биктимировой, начальника отдела социального развития ДУМ РТ, является одиночество и неготовность воспитывать детей.
- Здесь проблема о двух концах: если девушки будут усердно работать, то кто будет воспитывать их собственных детей? А если мы всех женщин наших запрём дома, ограничим лишь их семьёй, то кто будет давать знания нашим детях в детских садах, в школах?
Однако по словам имам-хатыйба мечети «Туган авылым» Ильнара хазрата Зиннатуллина, зачастую мы сталкиваемся в XXI веке с проблемой подмены ролей мужчины и женщины. Каждый должен знать своё функциональное предназначение, свою роль в этом мире, предписанную ему Всевышним.
Что же касается трудоустройства, то тут возникли разногласия. Безусловно, вопрос принятия девушки в хиджабе на работу в мусульманских организациях не стоит вообще. А вот что касается структур государственных, культурных, так называемых светских, то здесь уже всё зависит от работодателя.
- Если руководитель предприятия ищет высококвалифицированного специалиста, - считает начальник отдела кадров ДУМ РТ Ландыш Садыкова, - то его не будут интересовать ваши религиозные предпочтения. Достаточно быть профессионалом своего дела, выглядеть опрятно. Что касается возможности чтения намаза, то он занимает не так много времени, чтобы влиять на вашу работу. Безусловно, всегда есть возможность заняться удалённой работой или открыть собственное дело.
«Если хотите стремиться к прогрессу нации и надеетесь довести свет веры вплоть до самых маленьких подземных комнат, учите дочерей. Пусть ваши дочери учатся в школах. Готовьте матерей нации. После того как будут матери, будут и сыновья».
Ильмира Гафиятуллина