• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Искренность веры и безупречное знание

Время чтения: 3 мин
3405

В условиях атеизма только любовь к сакральному могла спасти душу человека и помочь ему не сойти с верного пути. Именно это качество, переданное матерью своему сыну и сыграло значимую роль в становлении мастера народного татарского шамаиля - Габдельхака хазрата Бикмуратова.

За почти 89 лет жизни Габдельхак хазрат создал более 50 традиционных татарских шамаилей, хранящихся в частных коллекциях. На выставке представлены десять работ мастера, девять из которых выполнены в характерной для татарского народа технике – на стекле, а одна представлена в виде эскиза на бумаге. Любовь к сакральным текстам Габдельхак хазрату передалась от его матери, читавшей Коран и соблюдавшей религиозные предписания.

По словам Рустема Шамсутова, директора Галереи татарского шамаиля, Габдельхак хазрат Бикмуратов – единственный автор, перу которого принадлежат десять найденных шамаилей.

- Несмотря на сталинские репрессии и атеистическую пропаганду, Габдельхак хазрат не отказался от создания шамаилей. Интересно, что на одной из его работ, с набором молитв, оберегающих от тех или иных напастей, прослеживается прямая связь изображений с «народными» мотивами печатных шамаилей дореволюционного периода.

Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия РТ, отметил уникальность наследия, оставленного мастером татарского шамаиля и подчеркнул его любовь к исламу и татарским традициям.

Что характерно, всплеск его интереса к народному искусству ислама в форме создания шамаилей на стекле пришлось на годы «хрущевской оттепели». Несмотря на жесткий запрет проявления своей религиозной принадлежности, Габдельхак хазрат не просто сохранил традицию и передал ее своим детям, но в своих шамаилях смог сохранить сакральную энергетику, присущую татарскому народному искусству начала XX века. Большая часть работ мастера требовала реставрации, чем и занялся внук Габдельхака хазрата Ильдар Тазеев.

- Когда был маленьким, помню, что нас всегда окружали его готовые работы, подготовленные рамки и эскизы. Раньше все это воспринимал как нечто само собой разумеющееся. Сейчас, когда дедушки нет с нами, пришло понимание, насколько весом его вклад в развитие нашего традиционного татарского шамаиля. Поэтому и подготовил календарь с его работами и фотографиям моего дедушки.

На выставке шамаили представлены в оригинальном обрамлении, сделанным самим автором, – упакованы в старые деревянные рамки, которые лишь усиливают создаваемое картинами ощущение духа той эпохи.

Любовь к искусству шамаилей не могла пройти незаметно – в 1982 году односельчане избрали его имам-хатибом своей мечети, где он служил почти 30 лет. Искренность веры и безупречное знание коранических текстов выделяло Габдельхак хазрата среди его односельчан. В 1990-е годы он добивается возвращения старой сельской мечети верующей общине, совершает хадж к святым местам. В 2000-м году Габдельхак хазрат закладывает фундамент новой мечети в своем селе.

Открывшаяся в Галерее татарского шамаиля выставка посвящена дню рождения мастера. 31 января Габдельхак хазрату исполнилось бы 89 лет.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle