• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эксперт: мозаичность и сетевой активизм - основные особенности современного мусульманского сообщества

Время чтения: 2 мин
2925

О современных тенденциях развития ислама в России в рамках регулярного лектория Islamica, организованного Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования, рассказал Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО.

- Для современного мусульманского общества характерен рост мобильности.  Сюда относятся такие процессы, как миграция людей и идей, то есть изменение традиционной картины распространения богословско-правовых толков, размывание гомогенности культурных ареалов и складывание смешанного «урало-сибирского ареала».

Особая характеристика современного мусульманского сообщества - его мозаичность.

Сюда входит определение понятия, что есть «традиционный ислам». Действительно ли ислам мирный, если мерило «традиционности» - отсутствие экстремизма? Ханафиты, шафииты и суфии на Северном Кавказе – кто из них «традиционный»? Нельзя вычеркивать из поля зрения и мозаичность исламского поля на территории Российской Федерации и широкую распространенность салафитских групп.

 

- Одной из характеристик современной ситуации вокруг исламской части населения нашей страны является активизация ислама. Помимо того, что мусульманство становится активным игроком на политической арене, все более заметным становится сужение светского пространства в Чечне и Республике Дагестан. Причем процесс этот проходит, зачастую, и «сверху» и «снизу».

Сюда же относится и такое понятие, как полиюридизм, то есть сосуществование в одном и том же социальном поле нескольких параллельных правовых систем. Это обусловлено проживанием в государстве различных этносов, национальностей, последователей разнообразных религиозных верований, а также многообразием действующих источников права.

Возьмем, к примеру, осетин. Исходя из того, что одна часть из них исповедует православие, а другая – ислам, их право формировалось под влиянием как религиозных канонов обоих религий, так и под влиянием обычного права, позже законодательного права.

- Есть еще момент вызовов системе государственно-исламских отношений. Это и кризис системы духовных управлений, и появление влиятельных, конкурирующих неформальных лидеров и структур, которые подрывают их авторитет.

Учитывая, что мы с вами живем в информационном обществе, где каждый наш шаг практически в ту же секунду становится достоянием масс, приходим к еще одной характеристике современного исламского общества – виртуализация. Это и рост влияния виртуальных проповедников, и создание виртуальных джамаатов. Все это приводит к сетевому активизму: идет не просто создание и дальнейшее развитие виртуальных сетевых групп, но и эффективная вербовка.

- Нужно уделить отдельное внимание вопросу изменения подходов к построению отношений между государством и мусульманской уммой, наладить взаимодействие между государством и религией. Как я это вижу: государство должно исполнять надзорные функции, причем над всеми абсолютно и выступать в роли беспристрастного наблюдателя.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle