Атрибуты татарского ислама
Татары исповедуют ислам уже более тысячи лет. Эта религия определяет их нравственный и духовный облик. Ее устои пронизывают все сферы бытия, общественные и семейные отношения, обычаи и традиции. Сила веры вдохновляет истинного мусульманина на благие деяния и удерживает от греховных поступков.
На сегодняшний день Казань по праву является одним из крупнейших мусульманских центров России. Но так было далеко не всегда. Все помнят, какой тернистый путь довелось пройти традиционному вероисповеданию татарского мира. В его истории были и расцветы, и периоды забвения. Однако, несмотря на государственные и политические изменения, современные жители Татарстана помнят, чтят и следуют религии, унаследованной от своих предков.
Новый виток развития ислама в культуре татарского народа наступил на рубеже XIX-XX веков, что достаточно ярко отразилось в быту и предметах обихода целого народа. Об этом нам рассказал Ильнур Газизуллин, этнограф, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея РТ.
Предметом пристального изучения с точки зрения слияния религии и национальности стала выставка «Золотые руки мастеров», рассказывающая о традиционных на протяжении многих веков промыслах татарского народа: ювелирном искусстве и золотом шитье, кожаной мозаике, тамбурной вышивке и закладном ткачестве, деревообработке и валяльно-войлочном промысле.
Глядя на старинные предметы татарского народа, невольно вспоминаешь, что в далеком 922 году волжские булгары, предки татар, официально приняли ислам. С тех пор ислам стал играть важную, где-то даже определяющую роль в жизни целого народа. За это время у татар сформировался определенный круг предметов, атрибутов, продиктованных канонами религии и историей, особенностями окружающей среды и внешними веяниями.
Шамаиль – первое, что ты видишь, заходя в дом татарской семьи. Шамаиль – это изречение из Корана, которое вешали на стены, крепили на почетном месте или над входом в дом. Искусство шамаиля распространено по всему миру, однако для татарского народа характерно выполнение на стекле с использованием фольги. Это позволяло создать эффект загадочности и объемности изображения. Отметим, что в отличие от православных икон, на шамаилях нельзя найти изображений людей или живых существ, лишь арабские букву, переходящие в завораживающий орнамент, изображения святых для каждого мусульманина мест.
Раз уже речь зашла об убранстве татарского дома, то здесь следует отметить и разделение на мужскую и женскую половины, отсутствие изображений людей и живых существ (отдельно стоит говорить о фотографиях). Висевшие на стене часы позволяли точно определять время намаза, а для омовения за печкой всегда находился таз и кумган. Кумган – специальный медный или металлический сосуд с ручкой, носиком и крышкой.
Кумганы применялись для совершения ритуального омовения. Тазы применялись уже для полного омовения. В основном они были медные, в диаметре до 1 метра, а высотой – до 20 см. Как отметил наш собеседник, тазы бывают трех видов: классические, деревенские и универсальные. Салфетки и полотенца, используемые после малого и полного омовений, отличались наличием национальной вышивки.
Ни один татарский дом не обходится без намазлыка – молитвенного коврика, рассчитанного на одного человека. При совершении намаза коврик кладется в направлении на Кыйблу. Часто можно было встретить намазлыки с вышитым текстом, которые нередко вешались в качестве украшения, разделяющего женскую и мужскую половины дома. Вышивка делалась тамбурным швом, присутствовал растительный орнамент, изречения из Корана.
Стоит отметить простоту и убранство дома, отсутствие нехаляльной пищи на столе, накрывание еды салфеткой и отсутствие грязной посуды («если стол не чист, ангелы складывают крылья»).
Наиболее ярко влияние ислама можно увидеть в одежде. Давайте обратим более пристальное внимание на костюм муллы. Он состоит из рубахи с воротником-стойкой, штанов с широким шагом, чапана, чалмы, посоха и четок. Нельзя недооценивать роль муллы в мусульманской общине: он был и духовным пастырем, и грамотным писарем.
Для муллы посох имел огромное значение: на него он опирался при произношении пятничной проповеди, при которой она играла роль перегородки между муллой и паствой, и символ добровольного принятия местным народом ислама в отличие от восточных стран, где духовные лица опираются на саблю, висящую на поясе.
Отдельного внимания заслуживает чалма. Человек всегда должен помнить о смерти и быть готовым к ней в любую минуту. Длина чалмы составляет 8 метров, что вполне хватает для похорон согласно исламским канонам. Иногда для сохранения чалмы в целости и защиты ее от пыли использовались футляры. В фондах Национального музея можно увидеть единственный подобный экземпляр. Футляр представляет собой стеклянный многоцветный восьмигранник с металлическими гранями и откидной крышкой.
Старание соответствовать канонам ислама можно найти и в одежде недуховных лиц. Так, к примеру, татарские женщины носили широкие платья, обязательно покрывали голову платком. С течением времени можно наблюдать отступление от некоторых требований религии – платок сменился калфаком, который из года в год становился все меньше и меньше, в итоге превратившись в декоративную заколку.
Веяния ислама можно проследить и в украшениях, которые разрешалось носить девушкам. Богатые татарки носили с собой миниатюрные коранницы, спрятанные в серебряные футляры и обернутые в три слоя кожи. Частенько на коранницах можно было заметить нанесенные надписи – имя хозяйки или изречение из Корана. Стоит также отметить использование всевозможных серебряных украшений для прикрытия вырезов на платье. До сих пор, кстати, в татарских деревнях можно увидеть, как бабушки прикрывают платком рот, разговаривая с чужим мужчиной.
Для мужского населения обязательным атрибутом в одежде являлась тюбетейка. Вообще хочется отметить разнообразие мужской одежды: для деревенского жителя это были рубаха с воротником-стойкой, казакин, штаны с широким шагом и сапоги, для рабочего – лапти и обязательно тюбетейка, для городского жителя – рубаха, воротник-стойка, сюртук или жилет. Таким образом, мы можем наблюдать смешение в стиле одежды восточных и западных традиций. Одна тонкость – запрет ношения шелка и золота. Поэтому можно найти лишь серебряные печатки, на которых обычно было выгравировано имя хозяина или отрывки из Корана. Часто такие печатки можно встретить на старинных книгах и документах, что является своеобразным знаком собственности.
Небольшим послаблением в части религии стали ичиги. В исламе есть оговорка: если человек не имеется возможности сделать омовение ног (медицинские показания, путешествие, погодные условия), то в таком случае дозволено использовать читек. Таким образом «мэсех» совершается тремя пальцами, которыми надо провести по ичигам. Длительность сохранения тахарата – до 24 часов.
Это лишь малая часть предметов, по которым можно проследить проникновение ислама в татарскую культуру. Этот круг своеобразен, специфичен и наиболее ярко отражает историю татарского народа. Через одежду и предметы быта показывается, какую роль в материальной и духовной культуре татар Поволжья сыграл ислам.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!