• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарские имамы на Южном Урале

Время чтения: 5 мин
864

Батырша Алиев (Фото: kulturarb.ru).

Батырша Алиев (Фото: kulturarb.ru).

После восстаний 1735-1740 годов на мусульманском Южном Урале произошли важные перемены. Одной из таких перемен было изменение номенклатуры.

Термин «абыз», который когда-то использовался в этом регионе для обозначения ученых мужей, постепенно исчез. Его заменили термины мулла, имам, мударрис и ахунд, которые, хотя и не были чуждыми Южному Уралу, широко использовались мусульманами Казанского края.

На ландшафте Южного Урала появились новые поселения, основанные переселенцами из Казани, а вместе с ними и новые медресе.

Это создало новые возможности для получения образования будущих мусульманских ученых Южного Урала. А также способствовало увеличению количества улемов и распространению мусульманской культуры из Казанского края в регионы, которые впоследствии стали Оренбургской и Уфимской губерниями.

Карта Уфимской губернии (Фото: baig-museum.com).

Карта Уфимской губернии (Фото: baig-museum.com).

Открытие новых медресе (которыми управляли мусульманские ученые, пользовавшиеся благосклонностью местных имперских властей) привело к постепенной культурной ассимиляции местных мусульманских лидеров культурой переселенцев из Казанского края.

Сподвижник Петра I, Иван Кирилов (1695–1737), активно участвовавший в освоении Южного Урала, установил систему четырех ахундов для наблюдения за религиозной практикой и политическими взглядами башкирцев.

Таким образом, пост ахунда фактически превратился в государственную должность, которая регулировала формальные отношения между российскими чиновниками и мусульманскими учеными на Южном Урале.

Иван Кирилов, сподвижник Петра I (Фото: cgkipd.ru).

Иван Кирилов, сподвижник Петра I (Фото: cgkipd.ru).

Имея возможность полагаться на поддержку имперских властей, эти четыре ахунда обладали властью, с которой не мог сравниться ни один негосударственный мусульманский ученый.

Не все улемы имели одинаковую возможность в получении этих четырех должностей. При отборе кандидатов имперские чиновники обращались за советом к «экспертам», которым они уже доверяли.

К 1750-м годам этими доверенными советниками и специалистами были татарские имамы и правоведы, которые помогали русской администрации и демонстрировали свою лояльность.

Эти улемы играли важную роль в назначении и утверждении ахундов среди башкирцев. Неудивительно, что они отдавали предпочтение своим ученикам, знакомым или родственникам. 

Историко-краеведческий музей Батырши (Фото: zen.yandex.ru).

Историко-краеведческий музей Батырши (Фото: zen.yandex.ru).

В этот период стоит отдельно остановиться на Батырше Алиеве (Батыршах Алиев), который возглавит восстание мусульман в 1755 году. Он происходил из татар мещеряцкого сословия. Начальное образование Батырша получил в Гайнинской волости Сибирской дороги.

Решив сделать карьеру религиозного деятеля, он поехал в село Тайсуган Бугульминского уезда Казанской губернии, где учился у ахунда Абдрахмана бин Туй-Мухаммеда, ученого, который через своих сыновей и внуков был связан с учениками Муртазы ас-Симети (принадлежал к суфийскому братству Ясавийа) и основал научную сеть, влиятельную в Бугульме, Мензелинске и Сеитовом Посаде.

Кроме того, Алиев стал учеником Абдассаляма Ураева либо когда последний был еще в деревне Ташкичу, либо после переезда в Сеитов Посад.

Фигура Батырши Алиева в историко-краеведческом музее (Фото: zen.yandex.ru),

Фигура Батырши Алиева в историко-краеведческом музее (Фото: zen.yandex.ru),

Благодаря этим ученым и медресе Батырша Алиев получил доступ к доминирующим знаниям татарских улемов. Получив образование, Батырша вернулся в родную Сибирскую дорогу, где, как и многие другие улемы, получившие образование у татарских умемов, основал медресе и начал обучать мальчиков и юношей этого региона.

Сибирская дорога отличалась бедностью и коррупцией, ее жители выдвинули Батыршу в качестве кандидата на замену действующего ахунда дороги. Опасаясь влияния Батырши Алиева, старшина Сибирской дороги Яныш Абдуллин направил в Оренбург письмо, в котором предлагалось возвести на должность ахунда другого имама.

После осмотра этого имама и выяснения его слабых знаний в богословии и исламском праве, другие ахунды собрали видных ученых Оренбурга и остановились на Батырше Алиеве как на наиболее подходящем кандидате.

Продолжение следует…

Основной источник:

Исследования Даниэллы Росс

Освоение Казахских степей: первые русские города и мусульманские города-спутники
Российские власти стремились создать новые среднеазиатские торговые колонии в русских поселениях, основанных в XVIII веке в Казахской степи. О том, как это происходило, читайте в нашей статье.
19.08.2021
971

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle