Реклама
В России

Покойный Владимир Шевчук: Казань может стать одним из духовных центров России

1783
Покойный Владимир Шевчук: Казань может стать одним из духовных центров России

Покойный Владимир Шевчук: Казань может стать одним из духовных центров России


Беседа с Владимиром Николаевичем Шевчуком состоялась за полтора месяца до его кончины. Известный журналист, член общественной палаты РТ поделился с корреспондентом Islam-today.ru своим мнением, впечатлениями на происходящие в Татарстане, России события и процессы.

Россия и религия   

В Российской Федерации существуют некоторые деструктивные  силы, которые стараются разобщить общество  по национальным, конфессиональным признакам. Объектом их внимания, в первую очередь, являются основные конфессии, на которых держится морально-нравственный дух общества. В России основной религией было христианство -  самая большая по численности конфессия, в течение тысячелетия сформировала русский народ.  Основные течения в христианском мире сложились давно, поэтому православные, старообрядцы, католики, протестанты будут с трудом воспринимать какое-нибудь новое «Белое братство» или «Марию Дэви Христос».

При этом есть народы, не столь многочисленные как русский, которые вошли в состав Российской империи и нынешнего обновленного Российского государства со своей верой, со своим огромным духовным богатством. Исламу столетиями уделяли меньше внимания, считая эту религию по значению важной, но не первой. Объективно ислам занимает души миллионов людей, живущих на территории Российской Федерации. Эта религия, принятая на нашей земле тысячу лет назад, в течение последних двух десятков лет подверглась воздействию разного рода эмиссаров, старавшихся расшатать ее основы, сделать многие тысячи и тысячи простых мусульман более уязвимыми. В Татарстане, как среди мусульман, так и среди христиан,  сегодня существуют деструктивные религиозные группы, которые добиваются реализации своих интересов. Оказывается, кроме двух основных религий в Республике Татарстан зафиксировано более 100 различных течений. В христианстве это – евангелисты и евангелистские христиане, адвентисты, свидетели Иеговы,  мормоны. В США мормоны на последних президентских выборах энергично шли во власть. Их кандидат однозначно обозначил свою ненависть к нашей стране, считая нас хуже Аль-Кайды. 

В мусульманской умме происходит свой раздор: тихий, без особого шума. Сторонники салафизма в Татарстане проявляли двуличие, говоря и обещая публично одно на встречах с властями Республики Татарстан и руководством Духовного управления мусульман Татарстана, а с минбара мечети проповедуя другое. Есть приверженцы объединения всех мусульман - граждан разных стран в рамках одного государства – халифата. Я посмотрел фильм «Невинность мусульман». Эта гадкая, мерзкая поделка вызывает абсолютное отвращение. Но я сомневаюсь, что такой мудрый, терпеливый и нравственный человек,  как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), если бы он был жив, призывал бы мусульман к насилию над другими людьми, руковоствуясь только сиюминутными эмоциями.

Упаси Бог.  Я не пытаюсь никого наставлять.  Не мое дело, как православного христианина, «лезть в чужой огород». Я говорю как общественник. Тем не менее, мне, как гражданину, жителю Татарстана не все равно, будет ли здесь мир, будет ли спокойствие на этой земле, или мне бояться за мою семью, бояться за тот храм, куда я хожу, чтобы он не заполыхал. А такое может случиться. Мы знаем, что во многих странах религиозные распри начинаются с того, что наносят удар в сердце религии, в храм. Из этой же серии выходка девиц - кощунниц из «Pussy Riot» - группы, название которой означает очень неприличные слова, в русском языке исключительно матерного содержания. Меня убила реакция российской интеллигенции, защищающей  этих «девочек». «А за что мы их? Это глупые девицы!» Конечно глупые, потому что пошли на поводу у тех сил, которые решили их использовать. Страшно подумать, к чему бы привела такая выходка в мусульманской мечети или еврейской синагоге! 

С другой стороны, можно верить в Бога по-разному и делать одно дело. Например, строить атомный реактор. Главное – что он принесет человечеству: тепло, свет, путь к новым планетам или горе, разрушение, смерть. Сегодня время испытания веры. Господь Бог испытывает нас, верующих, насколько мы сильны духом.

О бизнесе, морали и нравственности в России

Россия только-только сделала попытку стать великой державой. Темпы роста экономики, уровень инфляции в нашей стране сопоставимы с показателями ведущих экономик мира. Правда, наш «дикий» бизнес один из самых жадных в мире. Наши банки дают кредиты под проценты в десятки раз большие, сем на Западе.  Наши «голодные» бизнесмены еще жадные до денег,  до сверхприбыли, не понимают того, что в этой бездуховности их собственный конец.  Даже строительство на нечестно заработанные деньги храмов, не освободит таких людей перед ответом Богу за беспощадную эксплуатацию, жадность, стяжательство. Удивляет наивность «инвестиций» в религию, попытки замолить свои грехи.

Это проявление психологического расслоения нашего общества, которое существует наряду с материальным, моральным. Преступление престало быть чем-то необычным. В советские времена убийство было ЧП, от которого мог содрогнуться весь поселок, город, республика. Сегодня – убил и ничего… Задавил семерых на автобусной остановке и высказался: «Я всегда делаю то, что хочу!» Морально-нравственный ориентир абсолютно размыт. Его нет. В Великобритании в 19 веке за убийство одного человека казнили на виселице, в США дают по несколько пожизненных заключений. У нас этого нет. Наша беда в том, что мы слишком боимся показаться кому-то недемократичными, «сирыми дикарями». Мы не дикари. Надо менять менталитет не только народа, но и менталитет власти. Раз уж мы выбрали свою дорогу, надо идти по ней. Пусть США  и Евросоюз говорят, что угодно. Мы не можем игнорировать общественное  мнение, но журналисты знают, как оно формируется. Тысячи журналистов в зависимости от наличия нравственных устоев или их отсутствия готовы призвать кого-то к топору, кого-то на митинг оппозиции.

Про митинги оппозиции и «цветные революции»

Они пришли на митинг на Манежную площадь в Москве от голода, или от отсутствия теплого сортира? Они хотят обустроить Россию? Я очень сомневаюсь, что кто-то из этих 17-летних московских барышень, кричащих «Я хочу оранжевую революцию», понимает, на чьи деньги и ради чего делается эта революция.  Она думает, что это будет демократия, во время которой все будут целовать друг друга взасос, а на самом деле будут горы трупов, реки крови, море насилия и ужаса. К сожалению, нет одинаковой для всех демократии. Ливийская, иракская демократии отличаются от канадской потому, что там разный менталитет, разный уровень жизни, разные традиции, разная история, которая сложила этот менталитет людей. В этом многомерность мира. Нельзя причесать мир под одну гребенку. Тем более нельзя подогнать под один стандарт мировосприятия людей разной веры.

США попытались освободить народ Ливии от диктатуры Каддафи. В результате получили еще худшую тиранию безвластия, анархии, когда убийство перестало быть тяжким преступлением, и убить человека стало проще плевка. Прав стал тот, у кого в руках больше и смертоноснее оружие. Египет превратился из курортного оазиса в результате цветной революции в место, где убивают людей.

Мои друзья, пережившие «революцию гвоздик» в Тбилиси в 90-е годы, рассказывали, как они спали в простенках между окнами, спасаясь от случайных пуль, кормили грудного ребенка вместо молока мукой, смешанной с водой. Для чего и кому это было нужно?

Раньше русский человек представлял грузина как доброжелательного Мимино, с шашлыком в одной руке бутылкой «Боржоми» - в другой. После 2008 года – с бомбой в одной руке и ножом – в другой.

Оправдание злым поступкам в святых книгах, если их правильно читать, найти не возможно. Слово «добро» пишется одними буквами, но оно не существует вне контекста, вне исторической ситуации. Гибель врага может быть добром для целой страны, но просто убийство - это не является добром ни для человека, ни для его семьи. Наша мораль похожа на теорию относительности: это – морально, а вот то – аморально.

О Татарстане

Мы живем в Татарстане, удивительный Божественный дар которого создавать толерантное, добрососедское, очень родственное отношение друг к другу. Я никогда не считал, сколько у меня, русского, русских друзей, сколько татар. Сколько у моих друзей-татар русских друзей. Сколько нас, верящих в Бога по-разному, дружит между собой. Я с большим пониманием отношусь к тому, что мой друг-мусульманин пойдет в пятницу в мечеть, он уважает то, что я хожу в церковь на воскресные или праздничные Богослужения. Это наши личные дела. Этот дар у нас постоянно кто-нибудь хочет отнять. В разное время разная власть пыталась по-своему это сохранить, понимая, что нарушение этого равновесия приведет к ненужной ни властям, ни экономике, ни самим людям безобразной сваре.

О дружбе

У меня много друзей среди дагестанцев: аварцев, лезгинов, даргинцев, кумыков, лакцев. Приезжает в Казань человек, пытается устроиться на работу, ему отказывают из-за «ненашей» национальности. Если я вижу, что человек неглупый, достойный, талантливый, трудолюбивый,  я пытаюсь ему помочь, воспользовавшись всеми своими связями. При этом иногда слышу в свой адрес: «Что ты занимаешься не своими делами, а вдруг он потом…» Это «вдруг» меня не интересует. Если я буду его друг, то не будет никакого «вдруг».

О «гастарбайтерах»

У нас беда в отношении к уроженцам Кавказа и Средней Азии. По каналу ТНТ в «Нашей Раше» показывают таджиков Равшана и Джамшуда глупыми, злыми и жадными. Да как же так можно! Никто не подумает: «А вы, господа москвичи, пойдете мести улицы, строить дома за эти деньги?» «Господа казанцы, вам не выгодно ли, что автобусы за эти деньги водят приезжие из Средней Азии?» Так почему вы не хотите их поддержать? Надо быть им благодарными за то, что они пришли сюда работать, освободили нас от этого черного труда. С другой стороны, они может быть, хотят жить по своим традициям, менять которые они не намерены. Что же, давайте постараемся их понять. Страшно, когда толпа глупых чеченских пацанов, начинает танцевать лезгинку возле Вечного огня. Эта пакость была сделана не от большого ума, и не должна распространяться на весь чеченский народ. К узбекам порой в России относятся как к животным. Почему? Ведь они же братья, братья как люди, как биологические существа! Да, они мусульмане, они по другому одеваются. Ну и что! Алишер Навои перестал быть поэтому гением? А он узбек. Династия Саманидов перестала быть великой династией? А это предки таджиков. У этих народов своя история, свой менталитет. Мы, русские и татары, как преобладающие в России нации должны понять тех, кого меньше. Может быть где-то чему-то научить, где-то поправить, но ни в коем случае не объявлять им войну, даже такую «смешную», как в программах некоторых телеканалов. Потому, что следующий шаг: «Я не возьму тебя на работу, потому что ты мой враг».

Казань – духовный центр России

Казань может стать одним из духовных центров России. Древний Псков, Новгород, куда пригласили варягов на княжение, - города, откуда пошла русская государственность. Екатеринбург, где уничтожили царскую семью, убили начало, которым Русь жила больше тысячи лет, - центр покаяния России. Казань – город, где сегодня в большой духовности живут люди разных национальностей. Я недавно был в Казанском филиале Эрмитажа, на выставке искусства кочевников Европы и Азии. Увидел, как 4 тысячи лет назад мастера создавали произведения искусства: украшения шлемов знатных воинов, сбруй лошадей великих правителей. Это духовные ценности, воплощенные в золотых, серебряных, бронзовых изделиях. Более тысячи лет назад землю Булгар посетил Ибн Фадлан. Более четырехсот лет назад сюда с войсками Ивана Грозного с огнем и мечом пришел святитель Гурий. Для русских это духовный центр? Да, конечно. И что теперь, мы должны драться за то, чьим духовным центром является эта земля? Мстить, сводить счеты за то, чьи родственники погибли полтысячи лет назад? Или мы должны духовно очиститься от этого и преподнести самим себе духовное благо, огонь, который должен гореть у нас внутри, и называется одним словом – «патриотизм». Это - любовь к Отечеству, отцам, предкам. Здесь нет привкуса идеологии.

У каждого свой патриотизм, своя маленькая деревня в душе, своя семья. Слово «Родина» - это часть идеологии социализма. Но в нем заключен огромный патриотический смысл. «Родина» от слова «родня», «родиться», как и «патриотизм» от слова «патри» - «отец». В Татарстане есть опасность расчленения общества через ислам. Никак нельзя допустить того, чтобы нас попытались растащить по разным углам жизни и стравить как на огромном ринге: русских и татар, русских и русских, татар и татар, христиан и мусульман, мусульман и мусульман. Взаимное уважение людьми разных национальностей и религий переносится на уважение к национальным культурам и  вероисповеданиям. К сожалению, есть люди и я их видел, которые не хотят примириться. Создать для себя врага – очень просто, а добиться дружбы – в тысячу раз труднее. Спасение от этого – в понимании и желании относиться друг к другу равноценно.  Молодой Евгений Евтушенко сказал: «Уж лучше вскрыть себе ножом консервным вены, лечь бедолагой в сквере на скамью, чем опуститься до комфорта веры в особую значительность свою». Лучше покончить с собой, остаться бездомным, чем стать самонадеянным, несправедливым, эгоистичным, подчиненным своими страстями, гордыней, псевдо величием, «пупом Земли». Как писал Лев Толстой: «Наша сила в нашей беспомощности».

CarPrice
Zeitun
Социальные комментарии Cackle
myToys
Home