XVII Казанский мусульманский кинофестиваль: родственные узы, история и вера
Извечное противостояние традиций и современности, проблемы взаимоотношения отцов и детей, поиск веры и истины, борьба со своим эго, проблема тяжести морального выбора, важность сохранения семейных связей вне зависимости от перипетий судьбы, обязательства молодого поколения перед предками, ужасы и неприемлемость войны – вот, пожалуй, основные сюжеты, лёгшие в основу конкурсной и параллельной программ XVII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который завершается уже сегодня.
Мы посетили кинопоказы и собрали для вас самые интересные фильмы, которые не просто погружают нас в многовековую историю, но учат делать правильный выбор, ориентируясь на веру и то, что из века в век несёт человечеству доброту, мир и покой.
«Тропа братства»: как дружба помогла выстоять в годы войны
В рамках секции «Особое место» был показан фильм известного советского и российского режиссёра-документалиста Вахтанга Микаладзе «Тропа братства». Кинолента повествует о взаимопомощи и консолидации вайнахского народа в 1940-х и 1990-х годах. Картина входит в цикл фильмов Микаладзе «Славные сыны Кавказа». По словам соавтора картины Сандро Андроникашвили, эта работа – наследие для молодёжи, для будущих поколений, которые не застали переломные для народа моменты. По его мнению, каждый из подрастающих ингушей, чеченцев должен знать свою историю, обязан помнить и о хорошем, и о плохом, потому что это должно определять поступки людей сегодня.
«Мы считаем, что у каждого человека свои горизонты, и он обязан нести какую-то ношу. Это мораль фильма. Повествование мы специально сделали нелинейным: рассказали и об истории народа, и о тех вещах, которые невозможно забыть. В поступках главного героя мы попытались увидеть то, к чему нас призывает Всевышний. Не только в большом, но и в самом малом есть величие», – подчеркнул Андроникашвили.
Для Амира Хашиева, исполнившего главную роль в фильме, кинолента представляет особое значение: это личная боль исполнителя главной роли. Актёр не стал скрывать эмоций во время презентации фильма: человек, искренне болеющий за свой народ, сделал попытку реабилитировать покрытую стереотипами честь своей нации. Для этого он выбрал язык кино.
«Один фильм никак не может передать то, через что мне пришлось пройти. Я понимал, что чеченский народ был обвешан ярлыками. Поэтому мне хотелось показать другую Чечню – ту, которая подарила миру великих деятелей и творцов. Моей целью стал пусть небольшой, но вклад в спасение имени этого великого доброго народа», – подчеркнул Амир Хашиев.
Собственные интересы или честь и благополучие близких?
Что ценнее: собственные интересы и положение в среде или же честь близкого человека, которого незаслуженно опорочили? Главный герой Хошем картины режиссёра Мохаммада Карта «Утопающие» из Ирана сделал выбор в свою пользу. Картина вошла во внеконкурсную программу «Россия – исламский мир».
Жену Хошема Парване, которая обучала детей плаванию в бассейне, засняли на телефон, когда она переодевалась. За пару минут видео распространилось по всему городу, что привело в дикую ярость мужа героини. Не сумев справиться с обуздавшей его яростью, мужчина накидывается на жену на заднем сидении машины младшего брата и за несколько секунд наносить смертельные удары возлюбленной.
Короткое видео, несколько секунд, пара точных ударов, и жизни двух семей разрушились на глазах. Родители кроткой Парване безутешны и требуют повесить виновника. Родные Хошема тоже недовольны поведением мужчины, но пытаются его оправдать. Есть лишь одна призрачная возможность избежать смертной казни через повешение – найти того, кто снял видео и выгрузил его в Интернет. Брат Хошима, Ходжат, начинает путешествие по лабиринтам Тегерана, чтобы найти ответственного за эту грязную игру. В своём путешествии к истине он отправляется к коллегам Хошема, пытаясь выяснить, кто мог держать на него зуб, чтобы так жестоко отомстить, опорочив честь жены, кроткой и милой девушки, невестки их семьи.
В процессе своих поисков, Ходжат не чурается и даже жестоких методов, которыми отличался старший брат. В результате Ходжат выходит на женщину, которая под угрозой смерти и позора сняла на видео Парване в бассейне. Но кому понадобилось так жестоко опорочить и буквально уничтожить жизнь ни в чём не повинной девушки? Этим человеком оказался Мосайеб, помощник Хошема, его правая рука.
Это открытие буквально выбивает из коллеги Ходжата, в голове которого все события его далёкого детства и недавних дней складываются в единое целое. Кто украл велосипед, на который маленький Ходжат работал всё лето? Кто подбросил наркотики в машину к нему, в следствие чего он отсидел пять лет, а жена потеряла ребёнка? Во всём оказывается виновен его брат. Это осознание вводит в ступор Ходжата, у которого опускаются руки и вновь всплывает на поверхность вина перед невесткой Парване, которую он не смог уберечь от нечистого на руку и помыслы брата.
Несмотря на всю обиду на старшего брата за его беспринципность и желание быть во всём и всегда первым любой ценой, за то, что для него важнее была не честь жены Парване, а собственное положение и статус в обществе, Ходжат не раскрывает всей правды родителям, обрекая тем самым себя на долгие муки совести внутри души.
Семья – самое ценное, что даровано Всевышним
Отдельным блоком можно назвать фильмы, режиссёры которых попытались напомнить зрителю и самим себе о ценности семейных уз, о том, что превыше всего должна быть семья, и никакая любовь не заменит тебе материнского тепла и родительского крова. Так, картина режиссёра Фатиха Узджана «Оружие», представленная во внеконкурсной программе «Россия – исламский мир».
В горной деревне в сердце Анатолии живёт Вейси. Однажды утром, когда он идёт с сыном Мустафой на скотный двор, на его стадо овец нападает стая волков, в результате чего Вейси понёс большие потери. Теперь ему захотелось заиметь усовершенствованное оружие под названием «маузер», который ещё называют «королём оружия», чтобы защищать и себя, и стадо. Он идёт к местному торговцу оружием, который обещает ему подарить маузер, если тот докажет, что является хорошим охотником. Вейси охотится на волка, напавшего на его стадо, и в конце концов ему удаётся убить волчонка и волчицу. Полный гордости он возвращается в деревню. После этого у них начинается спор с братом за отцовское наследство. Волк же, потерявший всё своё семейство, оказывается третьей стороной спора.
Но вот погибает отец Вейси и Бекира. В этот момент Вейси находится на охоте, что после его возвращения побуждает слухи как в семье, так и по всей деревне о том, что новомодное оружие оказалось важней жизни родного отца. Бекир, неудовлетворённый тем, как отец разделил имущество, решает разделить всё поровну. В результате потасовки между двумя братьями, Бекир решается на страшное – братоубийство. Но сбитый прицел направляет пистолет в сына Вейси, который находится в тяжёлом состоянии на границе жизни и смерти. Желая отомстить за ни в чём неповинного сына, Вейси отправляется к Бекиру. Однако жажда мести, алчность, вражда между кровными братьями оканчивается смертью Вейси от руки Бекира. Молчаливый волк стал свидетелем совершённого правосудия: человек, отнявший у него семью, сам лишился жизни…
О силе материнской любви к своему чаду рассказывает картина иранских братьев кинематографистов Бахманов «Шкура». Араз живёт с матерью-ведьмой Мархамат и находится под действием её заклинания – оставаться с ней и не идти вслед за своей любовью. Тем не менее Араз пытается освободиться от её заклинания, и чем ближе он подходит к любимой, тем слабее становится мать. Перед Аразом стоит выбор между любовью к матери и к любимой, но зло ведёт его к любимой, а совесть – к грешной матери. Мужчина заклинает любимую, чтобы и та сделал выбор между его жизнью и матерью.
Картина малазийского режиссёра Кьюмшаллбёрна «Молитва ребёнка», представленная в конкурсной программе «Документальные полнометражные фильмы», показывает жизнь мальчика по имени Че Хамизан внутри и за пределами исламской школы-интерната (Тахфиз). Че 14 лет, он единственный ребёнок, оставшийся жить с родителями. В этом году у его отца обнаружили опухоль головного мозга. Так его мать стала единственным кормильцем семьи. Это картина о жизни мальчика в школе и дома, о его отношениях с близкими людьми, его мечте стать имамом.
Режиссёр показывает, как дети молятся, учатся, спят, едят, играют в футбол. Картины из интерната сменяются домашней обстановкой, где мать Че говорит о том, что молитва ребёнка очень важна. Именно она позволяет родителям покоиться с миром. «Я очень хочу встретиться с сыном в Раю. Единственное, о чём мы с отцом просим его, – не забывать упоминать нас в своих молитвах. Этого родителям достаточно», – слова матери словно озвучивают главный посыл, заложенный автором работы: молитва детей за родителей имеет особый статус и положение…
Мусульмане, которыми гордится Россия
Отдельным блоком были представлены фильмы, посвящённые выдающимся мусульманским личностям, которые способствовали сохранению и дальнейшему распространению ислама на территории России, сохраняя веру даже в самые тяжёлые годы.
«Абдульазиз Давлетшин. Дорога в Мекку», «Муса Бигиев. Невольный эмигрант», «Галимджан Баруди. Памятная книжка», «Аметхан Султан. Небо – стихия орлов» – эти четыре картины российских режиссёров позволяют по-новому взглянуть на жизнь богословов и простых мусульман, которые своими действиями показывали красоту ислама.
К сожалению, в массовой культуре образов героев-мусульман очень мало. Зачастую, многие люди о таких героях вообще не слышали. Понятно, что каждая культура построена на образах и героях. И, что, с одной стороны, у нас Пророк (с.а.с.) и его сподвижники являются таковыми. Но нужны и те, кто ближе к нам по времени. Да, есть те, кто критикуют героев того времени, что они пытались выстроить отношения с советской властью. Но ведь если бы они не выстраивали их, то было бы ещё хуже. Мы зачастую этих людей плохо понимаем, поскольку пытаемся подходить к ним современными мерками, а этого нельзя делать, поскольку нужно понимать их ситуацию, знать особенности того времени.
Читайте также: Суровые 90-ые, желание вернуться домой и вера: что приготовил зрителю национальный кинематограф?
Стоит отметить, что в проекте «Мусульмане, которыми гордится России» представлено больше двух десятков фильмов. Там не только про татар, но и другие народы. Первый фильм цикла был посвящён авиаконструктору Хайдару Мусину.
Погружение в культуру и возвращение к истокам
Египетский режиссёр Юссеф Абануб с картиной «Внук семьи Моруд» постарался погрузить зрителя в традиции, культуру и обычаи Туниса, куда поехал учиться. Его работа повествует о том, что Аль-Бей Мурад 100 лет мечтал собрать семью на крыше дома, чтобы сделать памятное фото. Но это желание затерялось в деталях мест и особенностей людей, чтобы приблизиться к семье его внука.
В центре фильма – маленькая мечта мужчины, которую он не смог реализовать. «В какой-то степени этот фильм – отражение того, что происходит и со мной тоже. Я хочу, чтобы каждый зритель увидел себя в фильме, потому что у каждого есть своя мечта», – заявил молодой режиссёр.
Картина «Бехтарин» Мохсена Рахими (Кувейт, Таджикистан) рассказывает о национальном празднике начала весны Навруз. Работа над сценарием и съёмки фильма продолжались четыре года. По сюжету дочь иранской женщины Натья, родившаяся и выросшая в Лондоне, впервые приезжает в Таджикистан, чтобы закончить фотопроект по теме «Празднования Навруза».
Как подчеркнул Мохсен Рахими, в фильме заложена идея союза между представителями разных наций. Режиссёр также выразил готовность поработать и в Татарстане, где этот союз, мирное сосуществование конфессий прослеживается очень явственно. По мнению Рахими, главное в современном мире – толерантность, прощение, умение воспринимать друг друга такими, какие они есть, и Казанский кинофестиваль – лучший пример такой толерантности.
Казахстанская картина «Туркестан: вчера, сегодня, завтра» режиссёра Владимира Тюлькина демонстрирует становление города Туркестан, его изменения сквозь быстротечное время. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, мавзолей Арыстанбаб, где Яссави делал свои первые шаги в религии, сборник сочинений «Дивани Хикмет» – это лишь своеобразные опорные точки, которые использовала в своей работе съёмочная группа. И незримым зрителем сквозь всю картину проходит образ самого Ходжи Ахмета Яссави, который и по сей день считается жителями республики словно хранителем города, человеком, распространившим на казахстанской земле ислам и подаривший местным жителям истинную веру. «Бог есть истина», – с утверждением, которым заканчивается картина, не поспорить.
Уже сегодня состоится торжественная церемония закрытия XVII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, где будут объявлены победители.
Автор: Ильмира Гафиятуллина