Татары Финляндии: от истории к современности
Как татары оказались в Финляндии? Как смогли сохранить ислам в непростых условиях? Какие сейчас отношения выстроены у татарского народа с финским государством и коренным населением? Ответы на все эти вопросы можно найти в новой книге имама татарской общины Финляндии Рамиля хазрата Беляева, презентация которой состоялась в стенах Национальной библиотеки Татарстана.
В мероприятии также приняли участие историк Искандер Гилязов, вице-президент академии наук РТ Дания Загидуллина, представители широкой общественности, научные деятели и этнографы.
В своём новом труде «Татары Финляндии» автор более подробно остановился на теориях возникновения татар, взглядах татар Финляндии на национальность и религию, связях с финским государством и отношениях с финским народом.
«Книга была написана в формате наблюдений и анализа. При переводе её на финский язык я поставил цель объяснить финнам, кто такие татары Финляндии и откуда происходят их исторические корни. Здесь представлены теории возникновения татарского народа, история Золотой Орды, Казанского и Касимовского ханств. Я остановился и на истории татар, переведенных из Касимовского ханства в Нижегородскую область», – рассказал сам автор.
Также имам татарской общины Финляндии Беляев, родившийся в татарском селе Нижегородской области и работавший в Москве, снял также два документальных фильма о татарах Финляндии – «Мәчеткә илткән юл» и «Изге мирас». Оба были показаны в Казани в рамках фестиваля мусульманского кино.
Немного истории
На сегодняшний день численность татар Финляндии насчитывает примерно 700 человек. Татары появились в Финляндии более 150 лет назад, примерно между 1870 и 1920 годами. Если верить историкам, то это самая первая по времени образования мусульманская община во всей Скандинавии и даже Северной Европе.
В основном это были купцы, торговавшие мехами, кожей, тканями и одеждой, ездившие сбывать товар сначала в Петербург, а затем в Выборг, постепенно осваивая и другие районы Финляндии. Хорошие условия для торговли не могли не привлечь большое количество татарских купцов. На рубеже XIX-XX веков здесь стала формироваться небольшая татарская община.
В 1925 году в Хельсинки была основана первая исламская община, а спустя всего лишь десять лет появилось Татарское культурное общество, которое, помимо религиозных праздников и обрядов, начало устраивать культурные мероприятия со спектаклями, народной музыкой и танцами, декламацией стихов.
После окончания Второй мировой войны выборгские татары обосновались в Тампере и Хельсинки. Именно в Тампере в 40-х годах была основана вторая община татар. Вскоре появились меньшие по численности общинные группы в Котке, Турку, Раума, Пори и в других городах.
В 1948 году в Хельсинки начала работать татарская начальная школа, финансированием которой занималась исламская община и городской муниципалитет. С пришедшей в 1969 году общеобразовательной реформой работа татарской школы, к глубокому сожалению, оказалась невозможной, так как учеников было слишком мало для получения государственных субсидий.
На сегодняшний день во всех городах Финляндии, где живут татары, имеются воскресные татарские школы. В них дети изучают родной язык, узнают культуру и историю татарского народа. Кроме того, с 50-х годов открылся татарский детский сад.
В 70-х годах прошлого века финские татары были объединены в две организации – «Общество имени Г.Тукая», созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Дахером, и национально-религиозное общество финских татар «Исламия», руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али.
В настоящее время эти организации практически слились в одну. После смерти Гумара Дахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Дахер. В свою очередь татарская молодёжь создала собственную организацию – «FTB» («Fin tatar birligi»), основной задачей которой является решение культурологических проблем.
Бережное отношение ко всему, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями, свойственное татарской диаспоре в Финляндии, проявляется и в активных научно-культурных связях с Татарстаном.
Так, к примеру, в своё время на сцене Татарского государственного академического театра им. Г.Камала с успехом прошел спектакль «Галиябану», поставленный актёра молодёжного самодеятельного театра из Хельсинки. Совместные творческие работы финских татар и наших соотечественников были показаны в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Общество «Исламия» часто приглашает в гости татарстанских деятелей науки, культуры и искусства. Известный архитектор-дизайнер из Хельсинки Первин Имадитдин была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра Казани к 1000-летию столицы.
Татары Финляндии всегда уделяли огромное внимание семье. В деле сохранения родного языка главная роль исторически принадлежит родителям. Вместе с ними ответственность за воспитание ребёнка разделяют бабушки с дедушками и прочие родственники. Несмотря на то, что в повседневной жизни татары Финляндии разговаривают, как правило, на финском языке, в семье общение происходит только на татарском.
При махалле существует своя учительская организация. Раз в неделю родители приводят маленьких детей в детский сад, где их учат сказкам, стихам и песням на татарском языке. Ребята школьного возраста регулярно посещают воскресные школы, где им преподают родной язык и основы ислама.
После окончания занятий в школе дети едут на 2-3 недели в летний лагерь. Здесь школьники из Швеции, Германии, Турции, США, Канады, а в последнее время и из Татарстана изучают язык, культуру и историю татар.
По окончании курсов проводится большой Сабантуй, на который приглашаются родители и друзья, бабушки и дедушки.
На собственные средства махалля выпускает книги, в том числе, сказки, стихи учебники для детей, сборники песен для старшего поколения и многую другую литературу, позволяющуюся ознакомится с культурой татарского народа.
Само собой, все тексты отпечатаны на основе латинской графики. Учебные пособия по татарскому языку представлены в основном татарстанскими изданиями, выпущенными в советское и постсоветское время.
Кроме перевода учебного материала с кириллицы на латиницу, существует ещё одна непростая проблема – его адаптация к особенностям речи финских татар.
В целом стоит отметить высокую степень образованности членов татарской общины – приблизительно в два раза выше, чем у среднего жителя Финляндии. Помимо родного татарского, отмечается знание таких языков, как финский, шведский, турецкий, английский.
Автор: Ильмира Гафиятуллина