• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Таассуб или фанатизм

Время чтения: 3 мин
6906

Часто приходится слышать с уст некоторых людей и с экранов телевизоров ложное предубеждение о том, что искренне верующие мусульмане – это непримиримые фанатики и зомби, с которыми бесполезно вести диалог и которым бесполезно что-либо объяснять. Так ли это на самом деле? Делает ли вера из человека фанатика, и что такое вообще фанатизм? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте сначала обратимся к слову Всевышнего Аллаха Священному Корану:

«[Вспомни, Мухаммад,] как Аллах вселил в сердца Посланника Своего и верующих успокоение и даровал им Слово охранное (т. е. шахаду), тогда как [по-прежнему] неверные лелеяли в своих сердцах ярость (хамийя) времен джахилиййи» (Священный Коран, 48:26).

В достоверном хадисе, приведенном в сборнике Абу Давуда, сообщается: «Тот, кто призывает к асабии – тот не из нас. Кто борется за асабию – тот не из нас. Кто умрет за асабию – тот не из нас».

В приведенном аяте используется арабский термин «хамийя», который можно перевести как «ярость, вспыльчивость, надменность, заносчивость, презрение». А в хадисе используется слово «асабия», имеющее такие значения, как «племенная непримиримость; сильное пристрастие; слепая приверженность; любовь ко всему своему; крайний патриотизм; нетерпимость; нервность, нервозность». От арабского слова «асабия» происходит другой термин – «таассуб», широко используемый в современном арабском языке. В словаре данный термин имеет следующие значения: «чрезмерная любовь к своему роду, нации, ко всему своему; слепое пристрастие, фанатическая приверженность, фанатизм».

«Таассуб» означает оценку ситуации согласно своим представлениям о мире, без учета окружающей действительности, проявление упрямства в некоторых вопросах даже тогда, когда они противоречат разуму, логике или религиозным текстам, нежелание принять истину из-за предубеждений. Словарное значение термина «таассуб» связано с нервностью и нервозностью, т.к. подобное поведение явно является последствием нервного расстройства. Человек, охваченный данным проявлением джахилии (невежества), действует не по разуму, а на чувствах и эмоциях, на животных инстинктах.

Индивидуум, охваченный таассубом, не видит мир вокруг себя, ничего не видит и не слышит, не способен внимать аргументам. Всех, кто не согласен с ним, с его картиной мира, он считает ничтожными тварями и своими заклятыми врагами. Это такой параноидальный фанатизм, искаженное миропонимание, в основе которого лежит крайний эгоцентризм.

Фанатик неспособен задействовать механизм анализа, также у него отсутствует совесть в общечеловеческом понимании, точнее, совесть опирается на искаженные критерии оценки.

Фанатизм является фактором, препятствующим принятию истины, и соответственно, является препятствием веры и принятия Ислама. Например, неверные и лицемеры во времена Пророка Мухаммеда (мир ему), фанатично противостояли Исламу и мусульманам, и в отношении очевидной истины вели себя как слепые и глухие. Ведь чтобы узреть истину им хватило бы одного беспристрастного взгляда на Посланника Аллаха (мир ему), лишь один раз прислушаться к его словам было бы достаточно, как этого стало достаточно сподвижникам Пророка. Как об этом говорит Коран: «Если ты, [Мухаммад,] призовешь их [к] прямому пути, они не последуют [твоему зову]. Ты зришь, как они уставились на тебя, но они не видят [оком прозрения]» (7:198). К сожалению, племенной фанатизм, ненависть и вражда ослепили их глаза, заткнули их уши, они стали неспособны видеть прекрасное и это привело их к неверию. 

(Продолжение следует)

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle