Сибирские бухарцы: торговцы, проводники и распространители ислама
Наравне с Российским государством сибирские бухарцы играли важную роль в Джунгарском ханстве. Немецкий путешественник Иоганн Гмелин, посетивший Томск в 1730-х годах, отмечал тесные отношения в этом городе между бухарскими купцами и джунгарскими правителями.
Задолго до русских в XVII веке джунгары (ойраты) использовали разведданные, полученные от бухарских купцов. В результате джунгарские правители были определенно лучше осведомлены о событиях в Сибири, чем сибирские власти знали о событиях в Джунгарии.
Это интересно! Читайте также: Самая привилегированная мусульманская община Сибири
После краха Джунгарского ханства в 1750-х годах многие бухарцы перешли на русскую службу в качестве посредников в торговых и дипломатических отношениях России с Китаем.
Бухарцы продолжали вести караванную торговлю в Монголии, занимая видное место на Кяхтинской ярмарке в Восточной Сибири и утвердившись вплоть до Иркутска.
Точно так же в XVII-XVIII веках бухарцы были проводниками российских торговых и дипломатических миссий в Джунгарию и Пекин. Роль сибирских бухарцев как посредников между Россией и Джунгарским ханством особенно очевидна в отчете Ивана Унковского о его дипломатической миссии в джунгарской столице в Илийской долине в 1720-х годах.
Его посольство сопровождали двенадцать сибирских бухарских купцов, которые также служили проводниками. В джунгарской столице Унковский был гостем многочисленных купцов из самой Бухары, ищущих разрешения на торговлю в России.
Серия императорских указов в течение XVIII века закрепила статус сибирских бухарцев как самой привилегированной мусульманской общины в России. В 1701 году Петр I издал указ, что отныне сибирские бухарцы Тобольска освобождаются от всех налогов и повинностей.
Под давлением русских купцов в Сибири Екатерина II в 1764 году уменьшила их привилегии и постановила, что они должны платить ясак – разновидность дани, которую платили зависимые общины. В результате этих изменений коммерческая деятельность этого сообщества ненадолго снизилась.
Однако в 1787 году Екатерина II не только полностью восстановила их первоначальные привилегии, но и расширила их, предоставив сибирским бухарцам право внутреннего самоуправления.
В то время сибирские купцы обладали не только полноправным статусом членов купеческого сословия (мещан), но и собственно дворянскими правами. А именно, они имели право торговать любыми товарами в любой точке России без уплаты гильдейских сборов.
Им разрешили покупать землю у татар. Они были освобождены от оброка, ямской повинности и других видов налогов и сборов. Сибирские бухарцы могли сохранять эти привилегии в неизменном виде вплоть до середины XIX века.
После правовых и административных реформ в Казахской степи в 1822-1824 годах значение сибирских бухарцев для имперских властей стало уменьшаться, и усилия русских купцов в Сибири по отмене этих привилегий стали более эффективными.
В 1824 году Александр I издал указ, устанавливающий повинности для всех купцов, в том числе сибирских бухарцев. В следующем году сибирская администрация разделила бухарцев на два сословия, торговое и земледельческое.
В 1832 году Николай I издал указ о том, что все сибирские бухарцы должны объявить себя русскими подданными и подать заявление о приеме в купеческую гильдию. Те, кто отказался, должны были вернуться в Среднюю Азию.
В 1834 году Николай I учредил «Положение о бухарцах и ташкентцах, населяющих Западную Сибирь», закрепившее разделение бухарцев на торговцев и землепашцев.
Беспошлинная торговля была разрешена только для продажи товаров из Средней Азии в России и продажи российских товаров в Средней Азии.
Точно так же бухарские землепашцы получили статус «оседлых инородцев», который, по сути, был аналогичен их прежнему статусу как общины, платящей налоги. Вместе с тем сибирские бухарцы оставались освобожденными от воинской повинности и от сборов на общественные работы.
Помимо своей дипломатической и экономической деятельности, бухарцы оказали сильное культурное влияние на Сибирь, что способствовало их престижу как среди мусульман, так и среди немусульман.
Путешественник XVIII века Иоганн Георгий считал бухарские медресе главной причиной их высокого уровня образования.
По оценке русского этнографа Григория Николаевича Потанина, до прибытия шведских военнопленных в Сибирь после Полтавской битвы в 1709 году бухарцы были самым образованным и космополитическим населением в Сибири.
Они оказали сильное культурное влияние не только на сибирских татар, но и на остяков (ханты) и самоедов (селькупы), сыграли важную роль в распространении ислама среди обских угров и самодийцев.
Основной источник:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.
Автор: Дамир Гайнутдинов