Произведение, благодаря которому появился джадидизм
«Русское мусульманство не сознает, не чувствует интересов русского отечества; ему почти неведомы его горе и радости, ему непонятны русские общегосударственные стремления, идеи. Незнание русской речи изолирует его от русской мысли и литературы, не говоря уже о полнейшей изолированности в отношении общечеловеческой культуры. Русское мусульманство прозябает в тесной, душной сфере своих старых понятий и предрассудков, как бы оторванное от всего остального человечества, и не имеет иной заботы, кроме заботы о ежедневном куске хлеба, иного идеала, кроме указаний желудка».
Эти замечания об исламе и мусульманской культуре исходят не от пера российского колониального администратора или востоковеда, они взяты из эссе 1881 года «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения», опубликованного крымскотатарским и мусульманским интеллектуалом Исмаилом Гаспринским (1851-1914) на русском языке.
Гаспринский считал себя борцом за просвещение среди российских мусульман. Как утверждал Гаспринский, традиционная исламская система образования продолжает средневековые традиции и игнорирует современные вызовы и возможности.
Гаспринский подчеркивал, что в прошлом ислам породил могущественные империи и славную цивилизацию, и литературу, и поэтому саму религию нельзя винить в духовной бедности татар-мусульман.
В то же время он явно считал мусульманских ученых, учителей, имамов и суфиев своего времени ответственными за плачевное положение дел в их общинах. Но он также обвинил российское государство, которое ограничило свое взаимодействие с мусульманами лишь сбором налогов и поддержанием общественного порядка.
Немногочисленные существующие «русскоязычные» школы для мусульман Гаспринский счел совершенно неподходящими; все время и силы были потрачены на преподавание русской грамматики, и мало что было сделано для ознакомления мусульманских учеников с русской и европейской цивилизацией.
Гаспринский утверждал, что прогресс необходимо прививать мусульманам империи через существующую сеть традиционных мактабов и медресе.
В случае тщательного реформирования эти мусульманские школы могли бы предоставлять основную информацию о географии России, обществах и государственных учреждениях за счет арабского языка и традиционных религиозных наук.
Если бы все это было сделано на родном (татарском) языке, то эти школы предоставили бы мусульманам России гораздо более широкий интеллектуальный кругозор и заставили бы их понять преимущества принадлежности к великому отечеству.
Он считал, что искренний интерес к изучению русского языка придет автоматически, а также произойдет реальное сближение с большей частью населения и отождествление с государственными интересами. Гаспринский завершил свое эссе просьбой о финансировании ряда экспериментальных школ такого типа.
Это эссе мусульманского интеллектуала было явно адресовано российской политической элите. И хотя государство не стало финансировать его школьную программу, Гаспринскому удалось создать реформированный мактаб в 1884 году в своем родном Бахчисарае.
Вскоре его модель была скопирована другими мусульманскими учителями от Казани до Ташкента. Гаспринский также стал пионером в производстве современных татарских учебников.
Примерно в то же время ему даже разрешили открыть первую татарскую газету, символически названную «Тарджуман» («Переводчик»), которая выходила в 1883-1914 годах.
В первые десятилетия своего существования «Тарджуман» предлагал каждую статью как на русском, так и на татарском языке (арабской графикой).
Судя по всему, Гаспринский подал заявку на создание такой газеты, потому что получил поддержку русского востоковеда Василия Смирнова, который специализировался на истории османско-крымских отношений, перевел на русский много турецкой литературы, а также служил императорским цензором для восточной печати в России.
Очерк Гаспринского 1881 года – это основополагающий документ того, что вскоре стало известно как движение джадидов, которое строилось на «усули-джадид», так называемом «новом методе» обучения грамоте на татарском языке.
Отсталость российских мусульман он противопоставил европейскому (российскому) «прогрессу». Вместе с тем Гаспринский указывал на былую развитость татар во времена Золотой Орды и застойное настоящее, забывшего о своем прошлом народе.
Отсюда вытекала необходимость сделать современное образование доступным для мусульман, чтобы они могли восстановить свое прошлое. Он утверждал, что политика русификации меньшинств империи неосуществима и просто вызовет сопротивление.
Автор: Дамир Гайнутдинов